Выбирая с туристами тур, я в очередной раз слышу: « Я так далеко не полечу. Боюсь летать» или «А это авиакомпания хорошая?»
Эти вопросы и побудили написать меня этот рассказ.
Боязнь летать естественна для человека. Если бы природа захотела – она дала бы человеку крылья. Именно из –за этой генетически заложенной боязни многие отказывают себе в удовольствии познания « дальних стран».
Мне почти никто не верит, что я также, как большинство боюсь как дальних, так и коротких перелетов. Самые большие « неприятности» происходят либо при взлете, но еще чаще при посадке. Поэтому я никогда не поддерживаю аплодисменты российских пассажиров в момент касания самолета земли. Хотите поблагодарить пилота, судьбу… аплодируйте после окончания торможения))
Летать бизнес-классом мне приходилось лишь раз в жизни, остальное время экономическим – поэтому я знаю и рааскажу тонкости перелетов бюджетных пассажиров.
Если Вам предстоит перелет, особенно дальний 8-10-13 часов ( беспосадочные перелеты редко длятся более 13 часов, далее обычно следует стыковка и снова в полет), возьмите с собой вещи, которые сделают Ваш перелет более удобным и уменьшат Ваши страхи. Я обязательно беру с собой надувную подушку – даже если авиакомпания представляет свои – надувная подушка никуда не сползет во время сна, к тому же в полете у многих от сидения устает спина, поэтому вторую подушку очень удобно пристроить под поясницу. Второе, что я беру с собой – тапочки. Такие плоские « отельные» тапочки, которые не занимают места в сумке и которые можно выбросить после перелета. Не важно в чем Вы летите с кроссовках, мокасинах, туфлях на каблуках, сапогах – ноги как правило отекают… на вид совершенно незаметно, но не раз замечали наверное, что даже удобная обувь как будто становится тесной после перелета. Почему не носки, а тапочки… носки тоже хорошо положить с собой , с мягкой резинкой, чтобы не пережимать сосуды и не «благоухать» ношенными)) Есть авиакомпании , которые любят сделать воздух в салоне очень свежим и прохладным и ноги и не только ноги могут замерзнуть. Так почему же не носки , а тапочки – Вы будете избавлены от необходимости натягивать обувь при походе в туалет или при дальнем перелете постоять – пройтись по салону. Я всегда беру в салон большой вискозный шарф . Такие цветастые шарфы продаются на любом курорте и почему то называются парео , хотя пришли они к нам из Азии, где их называют саронгами. Он хорошо защищает от сквозняка, им можно накрыться в отсутствие пледа или при нежелании пользоваться пледом авиакомпании. Им можно укрыться во время обеда или ужина. Я, например, в самолете умудряюсь обязательно обляпаться)) Им можно укрыться от соседей . Когда я хочу отгородиться от всех я делаю « палатку» , накидывая его на голову)) Дышится через него хорошо и нос не мерзнет от кондиционера и чувствуешь себя « в домике», если соседи по креслу не совсем вам приятны. В полете кожа лица и рук очень сохнет. Раньше можно было пронести с собой термальную воду. Теперь с усилением мер безопасности можно взять с собой увлажняющий карандаш. Мне раньше очень нравились карандаши фирмы Герлен, но я давно уже их не встречала поэтому пользуюсь карандашами, купленными по случаю в разных местах или увлажняющими одноразовыми масками ( вот тут-то опять и пригождается тот самый шарф – чтобы не пугать маской людей)) Еще пригодится гель – антисептик или\и влажные салфетки. В последнее время я еще кидаю в сумочку свои наушники. Жесткие наушники, представляемые некоторыми авиакомпаниями , очень неудобные. Всеобщая «гаджетизация» сделала не так уж важным наличие либо отсутствие персонального монитора в кресле с русскоязычными фильмами и играми. Но не всякий гаджет готов работать 8-10 часов, далеко не у всех есть запасные батареи , да и гаждеты. Пригодные для просмотра фильмов и игр не у всех еще есть . Книжка, кроссворд и даже любимое хобби ( один раз видела в самолете вышивающую девушку) также скрасит Ваш полет.
Часто на дальние перелеты я беру с собой термокружку и неколько пакетов любимого чая – у меня это мята и ромашка. Помните какие чашки в самолетах? А теперь вспомните какие у Вас дома или в офисе. Объем термокружки ближе к привычному нам и она сохраняет тепло. Имеет крышку для безопасного употребления напитка, даже если случайно кто-то толкнет Вас или Ваш столик.
Не все любят самолетную еду… но мало кто может выдержать 12 -15 часов без пищи ( учитывая время с начала посадки на борт и прохождения пограничных и таможенных формальностей)? Поэтому что-то есть все равно приходится. Никто не запрещает Вам взять на борт пищу, если это не «жидкость, гель или паста». Да какие то а\к пропустят и йогурт ( как например израильская Эль-Аль на вылете из Тель-Авива пропустила меня с 2 баночками в заводской упаковке), а какие то «завернут» и с детской упаковкой сока ( как например, Эйр Чайна). Я видела пассажиров, которые раскладывали на столике еще до взлета сало с черным хлебом, но если не впадать в крайности – яблоко, печенье, шоколадка, орехи не займут много места в Вашей ручной клади и сделают Ваш полет приятнее. Я ,например, очень люблю сыр, особенно козий и овечий, можно в сочетании с помидоркой черри))
На случай «газовой атаки» ))) ( чтья-то наконец снятая обувь или чье-то повышенное газообразование)) у меня по карманам всегда рассованы салфетки с ароматами. Почти все девушки любят ходить в ожидании своего рейса по Дьюти Фри и знакомиться с новыми ароматами. Правильно наносить аромат на кожу , а не на тестовую полоску, так как на коже аромат может проявиться по- иному. Но ничто не мешает Вам нанести полюбившийся парфюм и на салфетку – они обычно стоят в отделе декоративной косметики и кремов. Пожалейте своих соседей по салону и не злоупотребляйте резкими духами. А вот свежий аромат никого не раздражает обычно. Я для таких случаев всегда использую аромат вербены ( всегда есть на стойке ЛОкситан))
Немного личных впечатлений об авикомпаниях.
Из российских больше всего приходилось летать Трансаэро ( Хорватия, Таиланд, Кипр, Куба, Мексика, Доминикана, Гоа, Канары,Бали, Барселона и снова Таиланд и снова Барселона)) В последнее время компания прогрессирует . Раньше меня очень огорчало питание на борту , сервис и отсутствие на дальних перелетах работающих мониторов в креслах даже при их наличии. Осенью я летела из Таиланда – чистый новый салон Б747. Нормальное питание. Томатный сок!)) – который в большинстве компаний почему то заканчивается в первую очередь ( и не только российских). Множество фильмов, сериалы, игры . Доброжелательный персонал)) Компания регистрирует на рейсы за 30 часов до вылета . В Б737-800 до 12 ряда увеличенное расстояние между креслами, настолько увеличенное, что даже не всякие вытянутые ноги дотягиваются до соседнего ряда))
Аэрофлот ( Сингапур,Таиланд, США, Азербайджан). Именно с Аэрофлотом связано мое самое «пугающее» ощущение от перелета. 11 лет назад мы сели в самолет в Бангкоке и он взял курс на Москву. Летим час, никому не разрешают отстегнуть ремни, встать с кресла. Кто то просит воды – стюардессы не реагируют – сидят пристегнутые – знаете на таких креслах в салоне , обращенные лицом к пассажирам. Раздаются голоса – а когда кормить будут? Стюардессы не отвечают. Начались шутки – по поводу забытого питания. И тут вдруг объявляют, что самолет возвращается в Бангкок. А по тем временам существовало такое мнение ( конечно среди « простых» пассажиров, а не специалистов), что с полными баками садиться нельзя – опасно. И стали выдвигать теории в салоне сколько же мы будем кружить над Бангкоком, пока не сядем. Все сильно приуныли. Вдруг объявляют, что будем садиться. В салоне начинается паника. Нет не то что бы с криками – кто то шутит по-черному, кто то полез невзирая на запрет не вставать с кресла – за бутылкой, ну кто то плакать начал… Сели мы обычно, не жестко даже. Нас выгрузили , забрали паспорта ( тогда Тай был визовый ) и поселили в хорошей гостинице . Пробыли мы там часа 4-5. После этого нас опять в тот же самолет загрузили ( Почему точно знали, что в тот же? ИЛ 96 был «именной») часть пассажиров отказалась лететь на неисправном как они считали самолете. А мы полетели. До этого нам дали возможность позвонить ( связь в то время была дорогая и деньги многие « выговорили» и трубки посажали) Сообщили, что мы вылетаем в Москву. А в самолете нам неожиданно сообщили, что мы летим в Дели. В Москву мы прилетели на следующий день. Первые 3 суток я ничего не могла есть, только пить маленькими глотками. Сказали, что на нервной почве у меня спазм…
Вновь я встретилась с Аэрофлотом только через 10 лет - все было отлично: питание, сервис на борту. Новая яркая форма стюардесс и галстуки стюардов, вызывающие восхищение зарубежных бабушек)) Но вот с чем столкунулась недавно. При объявленной он – лайн регистрации за 24 часа регистрация фактическая началась раньше((
Ред Вингс ( летала в 2012 году). После аварии с самолетом во Внуково авиакомпания даже прекратила перелеты. Несморя на « чартерность» рейса вполне все устроило, даже расстояние между креслами.
Но большинство моих перелетов пришлось на иностранные авиакомпании.
Эмирейтс ( ОАЭ, Сейшеллы, Маврикий) – считается одной из лучших авиакомпаний мира. Я люблю их за «эксклюзивные» штучки в Дью ти Фри на борту по доступной цене. У меня уже вторые часы с логотипом Эмирейтс , которые можно купить только на борту авиакомпании. Дизайн очень напоминает Босс, «золотой» деликатный «вензель» Эмирейтс на циферблате и очень гуманная цена. А вторые – дизайнерский сет ( часы , подвеска и серьги) очень блестящие, с большим количеством страз и эксклюзивно только для Эмирейтс ( больше нигде нельзя купить). Выбор алкоголя на борту широкий. Именно тогда меня научили, что оказывается Тиа Марию пьют с колой. Но мне нравится с кофе. Маленькая деталь : компания заботится о гигиенических средствах для женщин.
Этихад ( летела на Филиппины через Абу Даби). Авиакомпания представляет лонж для отдыха на стыковке за доступную плату для пассажиров эконом класса. Поясню : лонжи есть во всех авиакомпаниях. Но большинство лонжей для пассажиров бизнес и 1 класса. Для пассажиров эконом класса таких лонжей не предусмотрено даже за плату. У меня была 6 часовая ночная стыковка в Абу –Даби. За 28 долл в лонже был накрыт стол с горячими блюдами, десертами, чаем, кофе. А также работал бар с колоссальным ассортиментом алкогольных напитков. Бармены готовили и коктейли в том числе. Отдельный лонж для курящих и некурящих. Бесплатный интернет. На борту удивило : выбор не просто: чай , кофе. А выбор чая и кофе)) Кофе правда пакетированный , но с различными ароматами. Из полезных штучек – ну кроме косметички с носками, берушами, зубной щеткой – увлажняющая жидкость для кожи и на флакончике надпись,, что гипоаллергенна и « не производилось испытание на животных»))
Вьетнамские авиалинии. Сразу оговорюсь, это было давно в 2006. До перелета слышала, что вьетнамские летчики учились в военных училищах СССР и поэтому летают как на истребителе)) Т.е. резко снижаясь и взлетая)) Опасения не подтвердились)) А еще на борту можно дополнительно к основному сет-меню заказать супчик.
Шри Ланкийские авиалинии ( Ой, как давно это было , в 2002) Стюардессы в сари. В ее ланкийской разновидности – с оборочкой вокруг талии. Это был мой первый А330 с мониторами в каждом кресле – по тем временам поразительно! А еще запомнилось, что при посадке по салону шли 2 стюардессы с баллончиками и ароматизировали воздух.
Индонезийская компания Гаруда ( летели из Сингапура на Бали) – запомнилась отличным питанием и сервировкой. Рыба была подана целиком, что редкость для авиакомпании. Почему так запомнила? Тот перелет почему то дался мне тяжело, хотя лета всего 2.5 часа. Та рыба просто меня вернула к жизни))
Малейша Эйр (на внутренних перелетах по Малайзии: Борнео, Лангкави, Алор Стар) – коротенькие перелеты и я помню , что на всех перелетах предлагали какао)) Так неожиданно. А еще у нас у всех на память остались игральные карты от авиакомпании. Наш гид был большой затейник и снабдил этими картами всю нашу группу))
Тайские авиалинии. Знакомство с ними началось с 6 часового сидения в самолете до взлета!!! Виной тому то ли очередная «заварушка» в Бангкоке, то ли неисправность самолета. Нас загрузили в самолет и мы 6 часов просидели в полной неизвестности, нам говорили – вот-вот взлетим… и… потом опять … и опять… Это был вечерный рейс, но пока мы сидели наступила ночь. В салоне было не душно, нас напоили и накормили, транслировали развлекательные фильмы, раздали пледы и подушки. Задержка рейса не так страшна, если авиакомпания заботится о своих пассажирах.
Катарские авиалинии – это был один из первых рейсов авиакомпании в Россию. Тогда я узнала. Что оказывается на борту на завтрак может быть яичница,омлет или блинчики – по выбору)) Это и сейчас бывает удивительно, а в 2003 году – по-ра-зи-тель-но))
Пакистанские авиалинии ( через Дубаи в Оман). У них самые тяжелые металлические приборы в эконом классе)) на самом деле ничем особенным не поразили. Даже огорчили. Мой чемодан забыли загрузить в Дубаи ( на возврате в Москву) и отправили куда- то. Через 3 дня чемодан нашелся и компания должна доставить багаж пассажиру. Но я попала в тот неудачный момент, когда компания перезаключала договор с транспортной компанией и мой багаж надо было забирать в аэропорту. Через неделю мы с чемоданом встретились. Все было на месте. Замок тоже был на месте, только он не открылся по установленному мною коду. Мне было жалко чемодан и я набралась терпения и перебрала все возможные комбинации. Чемодан так и не открылся. Пришлось кусачками вскрывать. Все было на месте. Вот так вот «Ложечки нашлись. Осадочек остался»))
Турецкие авиалинии ( Через Стамбул в Момбасу). О! пожалуй это самая комфортная авиакомпания. Недаром эконом класс этой компании был признан лучшим среди европейских авиакомпаний. Турки знают толк в еде. Много ли вы видели блюд на борту, где овощи приготовлены на гриле? И вообще все было очень – очень вкусно. А еще в салон вышел «повар» в белом колпаке и поварском одеянии)) И еще немногие авиакомпании транслируют фильмы на русском , если самолет летит не из/в Россию. При стыковке более 7 часов в дневное время авиакомпания предоставляет бесплатную экскурсию по Стамбулу.
Эль-Аль ( Тель-Авив)отличается повышенными мерами безопасности ( предполетным собеседование с каждым пассажиром) и предоставлением кошерного питания всем без исключения на борту)). И это еще одна компания для которой специально выпускаются дизайнерские украшения и часы по очень демократичной цене. Как вы понимаете мимо я не прошла, «не пролетела»))
Иберия ( Через Мадрид на Рио и обратно из Моневидео. Через Мадрид в Сан Хосе). Веселые безалараберные испанцы почему то считают, что 12 часов можно летать и без телевизоров на борту. А еще макаронные изделия их любимое блюдо. Пожалуй, столько макарон я не ела за сутки никогда)) Зато бюджетно! Вот только один их плюс. Да еще аэропорт Мадрида с фирменным Дизигуалем ( а что в Москве пальто 8 тыс, на распродаже 6, а в а/п Мадрида 4)) и распродажами в Пикколинос))
Эйр Франс ( через Париж в Лиму). На участке Москва –Париж: ужас – ужас – ужас. Холодные круассаны, огрызающиеся страшные стюардессы (все красивые в Мулин Руже и Крейзи Хорс? Да знаю, я знаю, что в Крейзи… в основном иностранки). На участке Париж – Лима салон и питание на высоте. Правда дЕвицы особо сервисом себя не утруждают. Маленькая деталь : во время почти 13 часового перелета Эйр Франс ( не то что Иберия) предлагает в течение всего полета сэндвичи, крекеры и мороженое. Так вот девицы просто поставили эти тележки на кухне и все сами подходили . Но и тележки с мороженым ( такое крохотное на укус) – тоже просто поставили и оно у них стояло и таяло…
КЛМ ( Амстердам). Тот же придушенный ледяной круассан на утреннем рейсе, что и у Эйр Франс. Ненавидящие пассажиров стюардессы. Возможно, я была бы лояльнее, если бы не был задет мой личный интерес. Я летела без багажа, только небольшая светлая сумка и пакет с пластиковым кораблем для маленького ребенка - из магазина при морском музее. Так они решили, что ручной клади слишком много. При этом и передо мной и за мной пропускали с небольшими чемоданчиками. Да, я не одна так попала. Но мне даже толком не объяснили, что сумка пойдет в БАГАЖ!!! , а не в отделение куда помещают негабаритную ручную кладь… В общем я на них обиженная))
Королевские Иорданские – все было хорошо. Без восторгов, без нареканий.
Катай Пасифик ( Гонконг –Филиппины). Надо было бы написать так: 29 часов с Катай Пасифик)) Было все – задержка рейса в Москве. И а/к тут же организовала питание из Сбарро – пицца. Задержка в Москве повлекла опоздание на следующий рейс. Наша группа 7 часов скиталась по аэропорту… нас то вызывали на регистрацию, то опять просили подождать… и кормили… кормили… каждые 2 часа)) После этого нас все же решили отправить на Филиппины , но не на Себу куда мы летели, а в Манилу. Там выяснилось, что у части нашей группы потеряли багаж. Туристы в февральском московском одеянии в +27+32 в Маниле. В Маниле нас 2 часа везли в отель , опять кормили и через 4 часа рано утром опять 2 часа везли в аэропорт. Там мы опять сидели и каждый час нам откладывали рейс на Себу. Нас кормили, уже каждый час))) багаж так и не нашелся… по прилету на Себу нашим горемыкам выдали по 30 долл на «самое необходимое». На Филиппинах 30 долл хватило на купальник, тапочки, футболку, бриджи. Конечно все очень дешевое. Багаж нашелся через несколько дней. На обратном пути нашей группе в качестве компенсации был предоставлен бизнес лонж на вылете из Гонконга. Ели бы не досадное недоразумение , то вцелом авиакомпания заслуживает высокой оценки и за питание и за сервис.
Чешские авиалинии понравились абсолютно всем. Очень доброжелательный персонал . А может все дело в том, что это был новогодний полет)) И еще это самый мой короткий международный перелет. Не успел оглянуться и уже на месте.
Интересные наблюдения. На Филиппинах на внутренних перелетах авиакомпании предлагают напитки и питание за доп плату, но зато проводят веселые розыгрыши. Выходят стюардессы и задают простые вопросы на английском. Кто первый ответит – приз: брелок, кепочка, обложка для паспорта))) в компании Мерпати ( перелет Бали-Ломбок длится всего 25 мин) выдается «сухой паек» на выходе из здания аэровокзала перед посадкой в самолет. Так и идут все с коробочками)) На внутреннем перелете Лима-Куско в Перу в набор « к чаю» входят кофеты с кокой. Далее кока стоит в аэропорту в корзинках и можно брать если нужно для скорейшей адаптации к высокогорью.
И о перелетах на совсем маленьких самолетах.
В Доминикане на экскурсии Пунта-Кана – Самана перелет на 10 местном самолете на высоте 350-500 м, это ниже , чем Останкинская башня. Ощущение , что летишь в картонной коробочке – дверь на крючке, а в окно дует))
На Филиппинах на внутренних перелетах взвешивают и ручную кладь и пассажира)) Вес пассажира тем не менее ни на что не влияет.
А вот в Перу перед полетом над пустыней Наска взвешивают пассажиров, ручной клади там ни у кого нет , ну максимум маленькая сумочка или пакет. Рассадка строго по весу – «толстых» вперед. Самолет летает «восьмеркой» на маленькой высоте , ложась то на одно, то на другое крыло.
На узбекских авиалиниях ( у них « родное» название длинное труднопроизносимое) при перелете из Ташкента в Куала Лумпур стюардесса вышла после обеда с подносом огромных сочных груш. Что они вкусные и сочные просвечивало через их кожицу: «Берите, берите. Что ж вы по одной только берете?» - Уговаривала она нас))
Имея такой «полетный» опыт я не перестала бояться летать. Это инстинкт самосохранения. Но разве существует другой способ увидеть такие удивительные уголки планеты?! И поэтому я преодолеваю каждый раз свой страх и лечу навстречу новым горам, странам и материкам! Хорошая авиакомпания для меня , эта та , что без « приключений» довозит меня из пункта отправления в пункт запланированного прибытия. А если во время – так вообще замечательно)) Так давайте путешествовать вместе!
Спасибо!!!
Ирина,спасибо за ответ. Я на стойке регистрации всегда прошу места в рядах, где в пареди нет сидений и боковые ручки у сидений можно поднять, весело получается обьясненить эту проблему за границей. Но не всегда получаешь,что просишь.
бывают боинги, где подлокотники вообще не поднимаются..Вот это ваще засада((
Интересно!
"При объявленной он – лайн регистрации за 24 часа регистрация фактическая началась раньше((", а это как? На сайте просто невозможно это сделать раньше, там автомат...
Жень, возможно, обычным пользователям и невозможно, а вот есть какие-то "особые" случаи, когда раньше регистрируются.
Я тоже с таким сталкивалась-заходишь, выжидаешь минуты, вроде как первая-ан нет, уже все козырные места заняты:(
И всем желаю избавиться от страхов. Ведь красоту, которую можно увидеть в иллюминатор больше никак не увидеть:)
Всем отличных путешествий, надежных авиакомпаний и профессиональных пилотов!
Пусть нас всех минуют нештатные ситуации, а полеты будут приятными и желанными !