КАПИТОЛИЙСКИЙ ХОЛМ
От Алтаря Отечества, мы двинулись южнее в сторону Капитолийского
холма. На нем в античные времена стоял храм одной из главных богинь Юноны. К ее
жертвенному алтарю римляне приносили домашних гусей. Именно эти гуси ночью
своим гоготом предостерегли римлян о нападении галлов. Поэтому храм стали
именовать храмом Юноны Монеты (т.е. Предостерегающей). Рядом с этим храмом
чеканили металлические деньги, которые стали называться по имени богини – монетами.
По существующей легенде незадолго до рождения Христа Сенат принял решение обожествить правящего
императора Августа. Тот, на всякий случай, решил сходить в храм Юноны Монеты
(Предостерегающей, как мы помним) и уточнить стоит ли соглашаться. У храма ему
встретилась предсказательница, к которой он обратился за советом приблизительно так:
- Привет! Тут Сенат предлагает меня, величайшего из людей, обожествить и
присвоить внеочередное звание самого великого из богов Олимпа. Не знаю вот,
соглашаться или нет, дел и без того полно. Ты как считаешь?
- Август, дружище,- предсказательница подняла на императора слегка
замутненные глаза,- ты только не обижайся, ладно? Ну, какой ты на фиг
величайший? Это тебе твой ручной Сенат сказал? Верь им больше! Ну, посмотри на
себя, ну какой из тебя бог?
- А что, может пока еще это не видно, но народ – то просит, а народу – то виднее!
- Авгуша, я тебя умоляю! Ну, кого ты обманываешь? Вот, смотри на Алтарь небесный!
Предсказательница указала на небо. В это время небеса разверзлись, и Августу явилась Святая Дева с младенцем
на руках. Она сообщила, что этот младенец сын Бога и величайший из людей, память о котором переживет века.
Пораженный Август долго не мог прийти в себя от увиденного. Конечно, он не знал ни имени младенца, ни места
его рождения, ни деяний его, поскольку тот еще не родился. Но он был так впечатлен, что отказался от мысли об
обожествлении и приказал построить алтарь, который назвал Алтарь Небесный или на латыни Ara Сoeli - Арачели.
В некоторых статьях на эту тему ссылаются на имеющуюся на алтаре надпись «A cubiculo Augustorum»- «Спальня
Августа», предполагая, что Алтарь находится на месте дома императора. У меня нет данных о местах проживания
Августа, но есть сомнения в том, что он жил под стенами храма. Возможно, Алтарь был перенесен сюда из его
спальни позднее?
Правда существует еще одно мнение, основанное на том, что на алтаре есть другая надпись: «Знайте, что Цезарь
Октавиан установил сей алтарь, небесный ребенок когда явился ему». И здесь смысл определяется положением
запятой – до «небесный» или после.
В IX веке на месте давно разрушившихся храма Юноны и Алтаря была построена церковь Santa Maria in Aracoeli.
В 1348 г. в знак благодарности за то, что чума обошла Рим стороной, по проекту Лоренцо Симоне Андреоцци на
склоне холма была возведена лестница к церкви. Если по ней проделать путь от подножья до вершины на коленях,
то будут прощены все прегрешения. Вперед!
Рядом с лестницей Андреоцци находится еще одна лестница Кордоната, более
пологая, автором которой является Микеланджело.
Внизу этой лестницы установлены, как полагается, фигуры львов,
вывезенных в свое время из Египта. Гуляя по Риму удивляешься – сколько статуй,
обелисков, колонн украдено из этой страны, и как она блестяще должна была
выглядеть до войны с Римом.
В конце лестницы установлены две одинаковые статуи юношей с лошадьми,
найденные при раскопках в 1583г. На самом деле они отличаются. Одна из них
статуя Кастора, а другая - Полидевка (или Поллукса). Просто эти ребята были
близнецами, рожденными от Зевса и Леды, жены спартанского царя Тиндарея. Не
понятно? Но все же очень просто. Зевс обернулся лебедем, втерся в доверие к
Леде, овладел ею (интересно как?) и она родила…яйцо, из которого вылупились
близнецы (в полном смысле однояйцовые близнецы). Леда вообще-то родила много
детей, в том числе и Елену Прекрасную, из-за которой случилась Троянская война.
А Тиндарей ничего не заметил. Есть версии, что часть детей была все же от
Тиндарея. Кастор и Полидевк назывались еще Диоскурами (Диас по гречески-Зевс,
куре- дети), т.е. детьми Зевса и носили на головах шапки в виде половинок яйца,
из которого вылупились. Они были героями и входили в отряд аргонавтов Одиссея.
Так получилось, что Кастор был смертным человеком, а Полидевк- бессмертным полубогом. Наверно так гены
распределились. Братья очень любили друг друга. Братской любовью. Когда в одной из заварушек Кастор был
убит, бессмертный Полидевк бросился к Зевсу с мольбой либо вернуть брата, либо отнять у него бессмертие,
чтобы он мог встретить Кастора в царстве мертвых. На это Зевс ответил
предложением разделить бессмертие и один день братьям жить на Олимпе, а следующий в загробном мире.
Братьев мы можем видеть на ночном небе в виде созвездия Близнецов. Диоскуры
были доблестными воинами, отличными всадниками и считались покровителями лошадей.
В 496 г. до н.э. у Регильского озера (о месте расположения которого до сих пор идут споры) произошла битва
между войсками Рима и Латинского союза. Римлянами командовал Авл Региллен, поклявшийся построить храм
Диоскурам в случае победы. По легенде братья в самый тяжелый момент битвы влились в ряды римлян в виде
всадников, и это принесло Риму победу. После боя Кастор и Полидевк отправились на Форум, где у источника
напоили своих лошадей. В этом месте и был построен храм их имени. Сейчас от него осталось только три колонны,
которые стоят, как бы обнявшись, соединенные по верху несколькими каменными блоками. За это их называют
«Три сестры».
Пройдя мимо Диоскуров, вы попадете на площадь Campidoglio, расположенную между Сенаторским дворцом,
Дворцом Консерваторов и музейным комплексом Палаццо Нуово. Посреди площади стоит копия бронзовой конной
статуи Марку Аврелию. Другая копия – Римской Волчицы - установлена на колонне рядом с Дворцом Консерваторов,
а ее оригинал – в Капитолийском музее этого Дворца.
СКУЛЬПТУРА РИМСКОЙ ВОЛЧИЦЫ
Скульптура волчицы, вскармливающей Ромула и Рема также стала одним из символов Рима, да и всей Италии.
Сама скульптура оказалась на удивление маленькой -65 см высотой, т.е. сделанной даже не в натуральную
величину, что для статуй не частое явление. Волки были священными животными и
тотемами для некоторых народностей, населявших эти земли. Дата ее создания
вызывает ожесточенные споры ученых. Кто-то относит ее к V веку до нашей эры,
кто-то к VIII веку нашей эры, а кто-то к Х веку. В отношении фигур близнецов
все также не однозначно. В античных описаниях скульптуры про детей не было
упоминаний, но в I веке до н.э. Цицерон уже пишет о статуе с ребенком, сосущим
молоко волчицы. Он же говорит, что статуя была поражена молнией. Возможно,
молния повредила фрагмент с младенцем, и он был удален. Как бы там ни было, но
в XV веке нашей эры Антонио дель Поллайоло изготовил и добавил младенцев к волчице.
КТО И КАК ОСНОВАЛ РИМ. ЗАГАДКА АЛЬБА ЛОНГА.
Основатели Рима братья Ромул и Рем родились в городе Альба Лонга и было это так. В городе Альба Лонга
жил царь Нумитор со своей дочкой Реей. Его единоутробный брат Амулий тоже хотел быть царем Альба Лонга.
Поскольку город был один, а братьев двое, Амулий устроил оранжевую революцию и
сверг Нумитора, а Рею отправил в монастырь в весталки. Весталки, как известно,
должны блюсти честь и проявлять воздержание. А Рея вдруг преподнесла сюрприз,
даже два киндер-сюрприза,- двух мальчиков-близнецов. Она, конечно, пыталась это
как-то объяснить божественными причинами, но Амулий ей почему-то не поверил, а
конкуренты ему были не нужны. Он решил вопрос просто – мать убить, а
племянников утопить, как щенков в Тибре. Почему топить их он решил в корзине – не
понятно, корзина плохо тонет. Может и не хотел он их топить и брать грех на
душу, может, надеялся, что унесет их вода подальше, а там найдут их какие-нибудь рыбаки и воспитают тоже
рыбаками, и делу конец.
Корзина не утонула, а причалила у берега. Никакие рыбаки их не нашли, и был бы конец сказке, но мимо как раз
пробегала волчица. То ли сытая, то ли с развитым материнским инстинктом, но она не стала есть обед из корзинки,
а решила воспитать детей не рыбаками, а волчатами. Она унесла их в грот, где жила и выкормила, как могла.
Воспитанием детей по легенде занимались дятел и чибис. Наверно они тоже хотели воспитать детей дятлами и
чибисами, что само по себе малопривлекательно, но указанные птицы и волчица впоследствии стали святыми
животными Рима. Этот грот или Пещеру Луперкале (от латинского лупа-волчица) нашли в 2007 г. под развалинами
дворца императора Августа. Тот хотел жить на месте, где зародилась история Рима.
А история Рима началась с того, что окрепших и подросших на волчьем молоке близнецов нашел пастух. Как он
договорился с волчицей, о том, что заберет их не известно. Может, борясь за безопасность детей, из лучших побуждений
убил волчицу. А детей забрал и решил воспитать их пастухами. Одному он дал имя Рем. Думаю, что все же он назвал его
Ремул или Ремулус. В тех краях любят везде, где можно добавлять на конце слов «ул» или «ус». Тем более, что «ремул»-
переводится как «награда», что вписывается в контекст событий. Второго мальчика для созвучности он назвал Ромул,
может быть от слова «ром»- цыган, бродяга, что тоже укладывается в ситуацию.
Как бы там ни было, братья подросли и откуда-то узнали, что они царских кровей (может им в корзину метрики подложили,
а волчица передала документы пастуху?). Есть правда еще одна версия, что детей
нашла не волчица, а женщина легкого поведения, которых также называли
волчицами. Она могла найти в корзинке пеленки с царскими знаками отличия. Эта
версия более реальна, но менее привлекательна - кому захочется, что бы его воспитывали
соответствующим двусмысленным образом и иметь подмоченную автобиографию. В
итоге братья нашли двоюродного дедушку Амулия, убили его (обычное дело), а
родного дедушку Нумитора вернули на царский трон. Тот, наверно, тоже хотел их
воспитать царями, но памятуя горький опыт и что город один… Короче, Ромул и Рем
в 754 г. до н.э. решили построить свой собственный город там, где их нашла волчица.
Они сообща строили стену вокруг будущего города. Наверняка спорили о необходимой ширине, высоте, несущих
характеристиках. В споре Рем сказал, наверно:
- Да какая это нафиг стена! Кого она остановит? Вот, смотри!- и перепрыгнул через плетень.
То ли у Ромула настроение было не очень, то ли вспомнил дедушек, как они не поделили власть в одном городе, то ли
убивать братьев было в порядке вещей, то ли хотел пошутить и не рассчитал, но с
криком, что никому не дозволено нарушать границу, он пырнул Рема. И стал
единовластным правителем города, который назвал в свою честь Рома (т.е. Цыгановск) или Рим.
Во всей этой истории меня заинтересовал вопрос: а где же находился этот самый город Альба Лонга, с
которого все началось? Оказалось, что город, построенный более чем за 1000 лет
до н.э., входивший в число крупнейших городов региона того времени, породивший
Ромула и Рема, а значит и Рим, был Римом же и уничтожен. При третьем римском
царе Тулле Гостилии в VII в до н.э. Альба Лонга была разрушена, а ее жители
переселены в Рим. Место расположения города до сих пор не установлено. Многие
ученые считают, что этим местом является город Кастель Гандольфо, расположенный
на Аппиевой дороге вблизи озера Альбано. Но я думаю, что что-то здесь не так,
поскольку возникает масса неувязок. Рискну предложить свой вариант решения этой загадки.
Судите сами: по легенде Амулий пошел топить внучатых племянников к Тибру. От Альбанского озера тащить их пришлось
бы целый день, и вышел бы он к Тибру километрах в десяти ниже по течению от Пещеры Луперкале, что практически
исключает транспортировку младенцев волчицей. На такой «подвиг» он вряд ли был готов, проще было утопить их в
Альбанском озере. Предположим, что так он и поступил. Но из озера нет стока в сторону Рима, нет поблизости и
других рек, по которым корзинка с младенцами могла бы доплыть до Тибра.
Вот тут и кроется основная нестыковка. И есть два решения. Либо Ромул с Ремом вовсе не были ни внуками царя, не
совершали рафтинга в корзинке, ни вскармливались волчицей, а придумали все для
солидности своей родословной в надежде на пробудившуюся любовь деда Нумитора и
на свое светлое царское будущее. Отсюда и нестыковка деталей. А когда Амулий
был свергнут, и Нумитор снова оказался у власти, ему не было смысла копаться в нестыковках. «Всем спасибо, все свободны!
Ребята, и вам спасибо, можете идти строить свой город».
Либо же, близнецы рассказали чистую правду, а ученые неверно определили расположение города. Взгляните, через Рим
проходят только две реки - Тибр и Аньене. Пересекаются они километрах в
двенадцати выше по течению от Луперкале. Чисто теоретически сплав Ромула и Рема
мог начаться только с этих рек. Аньене намного более извилистая, чем Тибр, т.е.
шансов прибиться к берегу до слияния с Тибром было бы намного больше, чем при
движении по Тибру. Скорее всего, Альба Лонга стоял именно на Тибре. Учитывая
плавучие характеристики корзины, место расположения города должно было быть
совсем близко от Луперкале, настолько близко, чтобы корзинка не успела утонуть.
Изучая карту вдоль течения Тибра, можно найти массу стратегически удобных мест
для расположения города Альба Лонга. Одним из таких мест можно рассматривать
место слияния Тибра и Аньене, ограниченное современными дорогами Via del Foro
Italico и Viale della Moschea. Здесь в Гугле отчетливо видны заросшие следы
разрушенных стен поселения трапециевидной формы. Возможно это и не стены Альба
Лонга. Но мне кажется, что ученые не могут найти этот город потому, что ищут его не там, а он давно поглощен
современным Римом и покоится под многометровыми речными наносами. Это хоть какое-то объяснение истории, менее
фантастическое, чем вариант с Альбанским озером и не менее красивое, чем у Ромула с Ремом.
В пользу предложенной теории говорит и еще один факт. По легенде река Тибр раньше называлась Альбула, от слова
«альба»- белый, возможно из-за вспененного бурного течения в верховьях или
из-за мутноватого цвета присутствующей взвеси известняка. В 916 г. до н.э. в
этой реке угораздило утонуть Тиберину Сильвию, правителю города Альба Лонга. В
честь него реку переименовали в Тибр. Кстати, родовое имя Тиберина – Сильвий, он
является предком Нумитора Сильвия, Ромула и Рема. Так вот, название города
Альба Лонга (Альба - Белый, Лонга - Долгий, Длинный) очень созвучно названию
реки и возможно трансформировалось из Альбула - Альбула Лонга –Альбулонга -
Альба Лонга. Это дает лишнюю привязку города именно к Тибру. Ну и тонуть
Тиберину было гораздо удобнее рядом со своим городом, а поскольку утонул он в
Альбуле, то все вышеизложенное позволяет предположить, что Тиберин правил в Альба Лонга вовсе не на озере Альбано,
а именно на берегу Альбулы за полтора века до рождения близнецов.
Возможно, с трагической гибелью Тиберина в водах Альбулы связана старая традиция и забава местных смельчаков,
которые ежегодно 1 января прыгают в воду Тибра с моста Кавур. Вероятно в тайной
надежде на повторное переименование реки уже в их честь. Начало этой традиции
положил один бельгиец. Наблюдать за ним ежегодно собиралось много народа.
Однажды бельгиец не появился, поскольку умер. Тогда один из мальчишек, дабы не
разочаровать ожиданий собравшихся, прыгнул вместо него. Теперь это новая римская традиция.
Если не брать в учет добровольные прыжки в Тибр, то падения в реку по воле случая были достаточно частым
явлением. Про Тиберина, Ромула и Рема уже упоминалось. Один из древнейших
мостов Рима, Мост Святого Ангела, соединявший его с Ватиканом, не выдержал
напора паломников и в 1450 г. обвалился, погубив множество людей. Но еще больше народа погибло из-за возникшей
паники, когда люди бросились от моста в сторону Площади Навона. Эта улица теперь носит название улица Паники -
Via del Panico.
ТЕАТР МАРЦЕЛЛА, ЦЕРКОВЬ SAN NICOLA IN CARCERE
Спустившись с Капитолийского холма на Via del Teatro di Marcello,
мы направились по ней на юго- запад. С правой стороны можно увидеть остатки
театра, построенного при императоре Августе Октавиане, который посвятил его своему любимому племяннику Марку
Клавдию Марцеллу. Август рассчитывал, что Марк станет его зятем и приемником,
но тот умер в 19 лет. Рядом с театром Август построил портик в честь любимой сестры Октавии. Театр
Марцелла стал прототипом Колизея. Их внешний вид во многом совпадает - те же арочные стены и колонны между арками.
В средние века театр стал крепостью, но потом его надстроили и превратили в палаццо. От портика сейчас остались всего
лишь три колонны, а от театра – небольшой сегмент.
В двух шагах находится церковь San Nicola in Carcere, построенная в XI веке на развалинах трех церквей II-III в. до н.э.
Сохранившиеся колонны встроены в стены церкви, что хорошо видно с улицы. Фундаменты разрушенных
строений можно увидеть в подвале церкви. Там же были обнаружены помещения, ранее снабженные решетками,
принятыми за средневековые темницы, от чего церковь и получила свое название «Carcere» - «Карцер». Существует мнение,
что это были все-таки торговые склады.
ХРАМ ПОРТУНА, ХРАМ ГЕРКУЛЕСА
Недалеко от этой церкви, минутах в семи, расположен храм I века до н.э., посвященный Портуну - богу ворот,
замков и запоров, хранилищ, запасов и скота, а также портов и рек. Учитывая,
что в то время рядом с храмом располагался порт, куда заходили даже морские
суда с товарами и стадами скота, храм был как бы воротами города. В него часто заглядывали благодарные моряки и
торговцы с дарами Портуну. Храм небольшой и прекрасно сохранившийся, поскольку
в нем в средние века располагалась христианская церковь. Отсюда торговцы гнали скот на Бычий Форум, куда мы и
направились.
По дороге можно увидеть еще и круглый храм Геркулеса Победителя, от чьей
благосклонности зависели победы и успехи в сделках. Этот храм также был
популярен среди торговцев и также сохранился, поскольку был позднее превращен в церковь.
Рядом с ним расположен небольшой фонтан «Уста истины», построенный в 1719 г. архитектором Биццакерри.
Описывать его не вижу смысла, поскольку он очень смахивает на более ранний 1642 г. фонтан «Тритон» Бернини,
о котором речь будет позже.
ЦЕРКОВЬ SANTA MARIA IN COSMEDIN, УСТА ИСТИНЫ.
Перейдя дорогу, мы увидели церковь Santa Maria in Cosmedin, известную многим благодаря каменному диску с
изображением косматой мужской головы с отверстиями вместо глаз и рта, установленному у левого ее входа.
Существует много версий того, кто изображен на диске, но я склоняюсь к версии, что это Фавн, поскольку при
внимательном рассмотрении на его голове заметны небольшие рожки. Так же точно не известно первоначальное
назначение диска: кто-то утверждает, что это крышка канализационного люка, кто-то – что это элемент фонтана. В
отношении крышки люка я сомневаюсь, поскольку при диаметре 175 см и толщине
около 20 см вес мраморной крышки составляет более тонны, а такая крышка мало
функциональна для люка. Если бы она предназначалась для стока вод, то отверстий
было бы намного больше, что прослабило бы крышку, и она давно бы уже сломалась.
Возможно, она и предназначалась для стока дождевых вод, проникавших в какую-то
церковь через отверстие в куполе, ведь шевелюра Фавна достаточно затерта. Но,
возможно, это и элемент фонтана.
Поскольку истинного назначения диска никто не знал, а выбрасывать диск было жалко, в средние века его установили
вертикально в портике церкви Санта-Мария-ин-Космедин и распустили слух, что злобный Фавн откусывает
все, что ему суют в рот, если при этом говорят неправду. И к диску потянулись
люди. Вели сюда тех, кого подозревали в воровстве, лжесвидетельстве,
супружеской неверности. Периодически кто-то действительно оставался без руки.
Дело в том, что слева от диска есть дверь. За ней тупо сидел палач и рубил руки
по своему настроению. Но это было тайной. И все верили и о двери не думали!
Причем настолько верили, что еще на подходе к диску сознавались во всем.
Известна затертая байка о женщине, которую муж не безосновательно повел к Устам
Истины. Дама успела подсуетиться, договорилась с любовником и тот, изображая
сумасшедшего, накинулся на нее с поцелуями у церкви. Дама ужасно возмущалась, и
на вопрос мужа был ли у нее секс с другими, она честно ответила, что только с
этим сумасшедшим, если это можно так назвать, и с мужем, что нормальным сексом тоже назвать трудно …
Уверенность современных жителей Рима и его гостей в правдивости истории
с откусыванием рук настолько велика, что наблюдение за процессом тестирования
рта с истерическими одергиваниями, криками и попытками избежать проверки само по себе является шоу. Тем ни
менее, очередь из супругов, желающих все знать, достаточно велика. Так что взвесьте предварительно все за и
против, до того как встанете в очередь.
Церковь Santa Maria in Cosmedin знаменита не только Устами Истины, но и когда-то самой
высокой колокольней, прекрасной мозаикой, перенесенной сюда из старого собора
Святого Петра, старинными картинами, а также черепом человека, известного всем
в мире. И это не Карл Маркс. Нет, и не Клара Цеткин. Даю подсказку: череп этого
человека лежит в 5-6 городах Европы и всюду утверждают, что он подлинный, как
будто он многоголовый дракон. Да, это Святой Валентин, чей день смерти 14
февраля радостно празднуют все каждый год. Если говорить по сути без смеха, то
Св. Валентина есть за что уважать. Валентин старался привить людям любовь,
мирил поссорившиеся пары, давал мудрые советы в сложных семейных ситуациях, венчал молодых.
Есть легенда, что император Клавдий II, правивший в III в. решил, что семья понижает боевой дух солдат и
запретил им жениться. Валентин, продолжая нести знамя любви и семьи, тайно
венчал солдат с их избранницами. Когда это, наконец, вскрылось, ему предложили
отречься от христианства, на что он ответил отказом, и его казнили. Череп Святого Валентина можно
увидеть в церкви Santa Maria in Cosmedin в стеклянном ларце под картиной с его изображением.
Со временем католическая церковь сделала 14 февраля днем празднования
Св. Валентина и днем всех влюбленных в противовес языческому празднику
Луперкалию, проводившемуся рядом с местом, где волчица нашла Ромула и Рема (см.
Арка Аргентариев) и посвященному пастухам и их покровителю Фавну (еще одно
подтверждение, что на диске Уст Правды изображен он). Молодые люди приносили в
жертву барана или козла, шкуру его нарезали на ремни, и раздевшись лупили друг
друга и особенно окружающих девушек и женщин этими плетьми. Никто не возражал,
поскольку считалось, что эта процедура способствует не только быстрой
беременности, но и легким родам. Такое вот проявление любви и внимания в прямом
смысле: бьет – значит любит. Конечно, замена этого болезненного праздника на
валентинки, конфетки и подарки, делает любовь менее болезненной и внешне менее
заметной окружающим.
АРКА ЯНУСА, АРКА АРГЕНТАРИЕВ, ЦЕРКОВЬ SANCTI GEORGII IN VELABRO.
Пройдя вдоль фасада церкви на северо-восток не более 5 минут после улицы Via dei Cerchi, мы увидели за
оградой Арку Януса или Арку Константина. Неопределенность в названии связана со спорами: построена ли Арка
Константином в честь бога Януса, или построена она в честь Константина, но
поскольку, в силу уникальности своей архитектуры имеет два сквозных прохода, то
прозвана так в честь Януса, имеющего два лица. Также возможно название это
возникло из-за того, что Арка имела непривычно много входов и ее могли прозвать
«дверной», т.е. по латыни «ianua», что трансформировалось со временем в Януса.
Метрах в тридцати от Арки Януса находится Арка Аргентариев ( от слова
аргентум- серебро, т.е. Арка менял). Она была построена в 204 г. на входе на
Бычий Форум со стороны Римского Форума. Как уже упоминалось, рядом на берегу
Тибра в то время располагался причал для множества купеческих судов и Бычий
Форум был идеальным местом для торговли, в основном скотом. Здесь как раз и
располагались лавки менял. Они-то и построили эту арку в честь семьи императора
Севера. Вся его семья была увековечена на барельефах Арки. У императора, как
водится, было два сына. Ну, и как обычно, один из них убил другого, а потом и
большую часть остальных родственников, чтобы те не мешали его единоличному правлению.
При этом барельефы убитых были старательно отколоты.
В XV в. в Риме появился человек, бродивший по улицам с толстой старинной книгой. В рукописи было зашифровано
место захоронения огромного клада. Ему нужно было отыскать тайные знаки,
указывающие на это место – змею, как символ мудрости и рог изобилия, как символ
богатства. Нигде такие знаки ему не встречались. И вдруг он натолкнулся на эти
знаки на барельефах Арки Аргентариев. Более того, с правой стороны Арки он
нашел изображение Гения (бога - хранителя человека или места, защищавшего от
бед и неудач), указывающего на землю перед собой. Кладоискатель бросился за благословением
к папе Сиксту IV и пообещал, что в обмен на разрешение искать клад он передаст
все найденное народу. Папа прикинул, что он ничем не рискует и дал разрешение. Незнакомец принялся копать,
обнаружил туннель и пропал в нем, возможно с найденными сокровищами.
Поскольку через Арку Аргентариев прогоняли стада коров и быков, в их честь на барельефах Арки с одной стороны
было изображение быка, а с другой - коровы. С учетом этого и истории с кладом у итальянцев появилась пословица,
которую можно перевести так: «Меж быком с коровой клад найдешь здоровый». Эта пословица не давала покоя новым
кладоискателям. Поэтому уже в наше время с целью защиты Арки от разрушений ее обнесли решеткой.
С этим местом связан еще один интересный факт. В VII в. рядом с Аркой Аргентариев была построена церковь,
посвященная впоследствии римскому
военачальнику Георгию, одержавшему много военных побед и известному как Георгий Победоносец. Тому самому, что
изображен на гербе Москвы. Георгий, как проповедник христианства, был казнен
императором Диаклектианом, а его голова хранится под алтарем церкви. Церковь Sancti Georgii in Velabro совсем
небольшая, без какой либо отделки. Во время нашего визита даже никаких служителей в ней не было. Было ощущение
заброшенности и позабытости. А ведь в свое время Георгий был богатым человеком, но, приняв христианство, раздал
все свои средства бедным. Конечно, эта церковь могла бы претендовать на большее внимание со стороны города.
В 1993 г. террорист взорвал автомобиль у стены церкви, сильно повредив фасад. Сейчас церковь восстановлена.
Но и это еще не все. Легенда говорит, что именно в этом месте, где
раньше располагалось болото Велабро, волчица нашла Ромула и Рема. Видимо Тибр,
в то время как раз разлился и вода доходила сюда, что вполне возможно,
учитывая, что даже в Районе Пантеона вода при разливах поднималась выше человеческого роста.
ЦИРК МАССИМО. ПОХИЩЕНИЕ САБИНЯНОК.
Если от Арки Аргентариев выйти на Via di S.Teodoro и пойти в южном направлении,
то увидите огромное поле, похожее на футбольное. Это то, что осталось от цирка
Массимо. Когда - то вокруг этого места стояли стены, похожие на стены Колизея,
на склонах чаши цирка были мраморные сидения, с которых до 150 тысяч зрителей
могли наблюдать гонки на колесницах. Собственно, Circus означает конные соревнования. Вдоль
длинной оси чаши виден холм. Этот холм появился после прокладки в 146 г до н.э.
туннеля для водопровода. Колесницам поневоле пришлось объезжать этот холм
вокруг (т.е. circa на латыни). Так за этим местом закрепилось название Circo – цирк.
Теперь здесь проводят митинги и концерты. Правда, и до постройки Цирка на этом
месте проходили празднования и гуляния. Одно из них закончилось неожиданно и
известно в истории как «похищение сабинянок».
Произошло это так. Ромул решил построить город. Но в городе должен был кто-то жить кроме него.
Первого жителя, своего брата Рема, он убил, а других не было. Тогда Ромул придумал замечательную вещь
– PR - акцию. Он распустил слух по всем ближайшим городам, что готов принять под свое
крыло любого вора, убийцу, должника, беглого раба, искателя приключений, стяжателя славы, всем дарует
одинаковые права и открывает перспективы карьерного роста. Народ повалил так, что скоро
Рим превратился в достаточно крупный город, наполненный воинственными
персонажами, готовыми на все, не имеющими жалости ни к себе, ни к другим. Основным
занятием римлян было строительство укреплений, и скоро военный лагерь стал
мощной крепостью. Но в полной мере городом он не был, поскольку в нем было
очень мало женщин и детей. Ромул пытался сватать своих граждан за девушек из
соседних городов, но его нищеброды и проходимцы не были нигде встречены радостно.
Тогда коварный Ромул решил устроить на месте будущего Цирка праздник в честь бога Конса, отвечавшего за
сохранность собранного урожая, со скачками, фуршетом и шведским столом. Он пригласил всех
соседей, в красках обрисовал всю праздничную программу. Наивные соседи
(латиняне, сабиняне, …) не избалованные развлечениями, явились в назначенное
время с женами и дочерьми. В разгар праздника Ромул подал знак, и римляне
кинулись на гостей, похватали девиц и утащили их за городские ворота. Опешившие
и безоружные гости вынуждены были затаить злобу и уйти ни с чем.
Ромул исключил сразу же любые попытки бесчинств и вежливо объяснил дамам (среди которых было особенно
много сабинянок), что только горячая любовь к ним побудила римлян на такой шаг. Всем им были гарантированы
безопасность, широкие права и достойная жизнь. Вскоре в молодых семьях
появились дети. Но к этому времени бывшие гости пришли в себя, сформировали
войска и начали осаду города. Учитывая, что празднования в честь бога Конса
происходили 21 августа и 15 декабря, можно предположить, что, скорее всего,
похищение сабинянок произошло 15 декабря и начавшаяся зима, посевные и сбор
урожая отодвинули атаку сабинян почти на год. За это время во многих образовавшихся римских семьях появились
дети. Неизвестно чем бы все кончилось, но сабиняне подкупили дочь коменданта римской крепости, и
та открыла ночью городские ворота. Продажная комендантша при этом не получила
обещанной награды, ее задавила щитами и затоптала хлынувшая толпа, жаждавшая мщения.
Римляне вынуждены были отступать в центр города и ситуация грозила перерасти в катастрофу. Тогда Ромул вознес
молитву всемогущему Юпитеру, обладавшему различными способностями, но в тот момент важнейшей из них была
способность остановить отступающих римлян. Поэтому он обратился к Юпитеру Статору, т.е. Непоколебимому
(не путать с ротором) с просьбой помочь остановить отступление в обмен на храм в его честь. Юпитер, видимо,
согласился, и римляне начали теснить наступавших. В самый тяжелый момент украденные девушки, ставшие к тому
времени римскими женами и матерями, полюбившие своих незадачливых мужей, так же как и
своих отцов и братьев, выскочили с детьми на руках между воюющими и стали
умолять обе стороны прекратить вражду ради них и их детей. Римляне видимо
прикинули, что убив родственников своих жен, они могут потерять их расположение и тогда - конец семейной жизни. А
родственники прикинули, что убив мужей своих дочерей, они вынуждены будут сами
всю жизнь кормить их и их детей. В общем, был достигнут консенсус, все
обнимаются, танцуют и поют. В результате было принято решение объединиться в одно сильное государство.
От цирка Массимо мы двинулись на северо-запад и через пять минут оказались на набережной Тибра.
НАБЕРЕЖНАЯ ТИБРА.
Где-то в этом месте волчица выловила основателей города. Во время нашего
приезда Тибр выглядел спокойным и безопасным. Но весной, говорят, его уровень
оказывается всего на полметра ниже бетонных стен, в которые он заключен. Внизу
вдоль русла идут тротуары, по которым теоретически можно гулять, но реально желающих было мало.
Мы отправились по набережной против течения и скоро увидели остатки
самого старого каменного моста Рима - моста Эмилио или Разрушенного моста. Этот
мост все время разрушался при половодье. Наконец власти Рима плюнули и
построили рядом нормальный мост – Палатино.
В пяти минутах от него расположен остров Тиберина. На острове находится
больница Св. Варфоломея и церковь (наверно, чтобы далеко не бегать в случае
чего). Уровень медицинского обслуживания и содержания больных в больнице очень
высокий. Говорят, что в теплое время на берегу устраивают открытые кафе.
По легенде остров возник из-за того, что разгневанные римляне свергли
ненавистного последнего царя Тарквиния Гордого, убили его и тело сбросили в
Тибр, где его на мелководье облепили мусор и грязь, образовавшие со временем
остров. На самом деле Тарквиний Гордый после свержения бежал в греческую
колонию, где и умер. На остров можно попасть по мосту Фабричо, а сойти на
другой берег по мосту Честио.
Напротив острова находится бывшее еврейское гетто. Наверно это самое
охраняемое место в Риме – полиция на каждом шагу. Очень тихий уголок в самом
центре. Вокруг него идет ограда, так что доступ бомжей или шумной молодежи
сильно ограничен. Сразу за шлагбаумом и полицейским патрулем (хорошо еще визы
не потребовали) находится Иерусалимская площадь. Слева можно увидеть Синагогу,
справа церковь, а между ними портик Октавии, сестры императора Августа. Август
любил сестру, объявил ее богиней и построил портик в ее честь. Сейчас там идут
реставрационные работы.
Прогуливаясь вдоль Тибра, мы незаметно добрались до самого известного
моста Рима, построенного в 136 г., - Моста Элио, переименованного в средние
века в Мост Св. Ангела. Этот мост связывал центр Рима с мавзолеем Адриана.
Мавзолей начал строиться еще при жизни императора и был богато украшен. Мост и
стены мавзолея украшали статуи, на крыше
был высажен сад, а на вершине здания размещалась позолоченная квадрига с
фигурой Адриана.
Прах императора и его семьи хранился в центре мавзолея. В 410 г. варвары
захватили Рим. Они развеяли прах императорского семейства и разорили богатое
убранство. В XIV веке мавзолей переделали в замок, в
котором обосновалось римское папство. Были построены роскошные резиденции для
понтификов и крошечные камеры для узников. Среди узников были Джордано Бруно и
Бенвенуто Челлини. Последнему удалось бежать из замка, связав простыни.
Когда в 590 г. в Риме свирепствовала чума, над замком появился Архангел
Михаил и вложил свой меч в ножны, сигнализируя о завершении эпидемии. С этих пор замок и мост стали называть в
честь Святого Ангела Михаила. Бронзовая фигура Архангела Михаила украсила
вершину здания. На мосту были установлены фигуры Св. Петра и Павла. Позже
Бернини и его ученики разместили там еще 10 фигур ангелов.
Совсем рядом от этого места можно увидеть Дворец Правосудия, к которому
ведет мост имени Умберто I. Фасад здания,
построенного в 1910 г., украшен статуями
знаменитых юристов и лепниной, а на крыше установлена квадрига. Дворец выглядит
очень солидно и внушает уважение к закону, что в прочем не помешало после его
открытия разразиться скандалу, связанному со вскрывшейся коррупцией при
строительстве.
ВАТИКАН.
Минутах в 20 на запад от этого места высятся стены Ватикана - города-государства, расположенного внутри города Рима.
Расположен он на Ватиканском холме, название которого произошло от названия этрусского города Ватикума. Ватикан - это
сохранившийся осколок Папского государства, возникшего в середине VIII века из земель подаренных, купленных или
завоеванных Святым Престолом. Папская область имела существенное влияние не только в Италии, но и в Европе. Борьба
за власть и политическое влияние привели к тому, что в 1870 г. войска Папского государства были разбиты, а все земли, кроме
Ватикана, присоединены Виктором Эммануилом II к Итальянскому королевству.
Ватикан имеет площадь 0,44 км2, поэтому разместить на нем все службы невозможно. Многие иностранные представительства
вынуждены размещаться на территории Рима. Даже представительство Рима при
Ватикане расположено в Риме. Население Ватикана около полутысячи человек,
большая часть которых - духовенство, около сотни - швейцарские гвардейцы,
несущие охранные функции и полсотни горожан. При этом гражданство не передается по наследству, а для выполнения
технических работ привлекаются наемные рабочие из Рима.
В Ватикане расположены не только религиозные учреждения, знаменитая библиотека и резиденция Папы. Туристы могут
посетить Собор Святого Петра и музеи. Чтобы не стоять несколько часов в очереди за
билетами мы заранее купили электронные билеты на сайте http://mv.vatican.va по 20 евро с человека. Билеты нужно
распечатать и иметь с собой. 31.12.16 в 9:30 мы были у входа в собор святого
Петра. Очередь была уже неимоверная, на всех подходах атаковали гиды, обещавшие
провести нас без очереди. Всех их необходимо игнорировать и обходить от метро стену Ватикана с правой стороны.
По дороге можно увидеть пропускной пункт в Ватикан, который охраняют стройные молодые ребята в береточках , полосатых
гетрах и накидках без рукавов – швейцарские гвардейцы. Фотографировать их нельзя, так же
как полицейских, военных и в метро. Но исподтишка все пытаются это сделать.
Там, где вновь возникает очередь и стоит распорядитель, нужно показать электронный билет и пройти по отдельному проходу
до самого входа в комплекс. Здесь нас не сразу впустили, поскольку в билете
было указано время на час позже текущего. Но, выпив кофе в ресторане напротив,
мы через 15 минут повторили попытку через другого охранника и успешно зашли.
Внутри нужно в кассе обменять электронный билет на обычный. За турникетом есть пункт выдачи аудио гидов, мы заплатили
по 7 евро за каждый (там есть вариант и на русском) и пошли по залам. Гиды достаточно беглые и неполные. Видимо все же
стоит заранее договариваться о персональном гиде, иначе все сводится к просмотру разных картинок без понимания смысла.
Конечно, были отдельные шедевры, которые невозможно не узнать. Например, статуя Лаокоона, случайно откопанная в
винограднике и послужившая началом создания экспозиции Ватикана. Кстати, если приглядеться внимательнее, то можно
увидеть, что семью Лаокоона душит не одна, а две змеи. Они были посланы богами в отместку за то, что Лаокоон отговаривал
троянцев затаскивать пресловутого коня в город. Безусловно, вызывали восхищение множество идеальных мраморных, иногда
обезличенных статуй, некогда раскрашенных, так, что их невозможно было отличить от живых. Большинство из хорошо
сохранившихся статуй пережили период, когда шло уничтожение всего языческого в угоду христианскому, только потому, что их
владельцы, осознавая бесценность произведений, попросту закапывали их в землю до лучших времен. За прошедшие века
краска практически везде исчезла, и статуи мы видим в однотонном варианте. Правда на некоторых до сих пор можно увидеть
едва заметные следы рыжих шевелюр или алых губ.
Описывать музей Ватикана дело неблагодарное. Наверно стоит упомянуть только самое яркое. Большое впечатление произвели
огромные ванны (скорее бассейны) из цельных кусков камня. «Похищение Прозерпины
Плутоном» Бернини - гениально, все эти напряженные мышцы, пальцы, сжимающие
плоть - все как живое. «Амур и Психея»- концентрация нежности. Безумно сложные
и красивые росписи потолков в галерее карт, изумительный зал миниатюр,
потрясающая Секстинская капелла. Грустно становится в зале фрагментов, когда
смотришь на сохранившиеся обломки статуй с тщательно проработанными деталями,
даже отдельными волосками и думаешь, какие это должны были быть великолепные
скульптуры, которые мы никогда не увидим и не оценим. Есть один момент - почти на всех статуях
красуются фиговые листы. Это требование соблюдения религиозной нравственности было
введено в период формирования ватиканского музея и однотипные фиговые листы наклеили на ранее обнаженные части
тел произведений.
При выходе из залов в фойе Вы упретесь в прилавок с альбомами репродукций и вертушки с открытками. Рядом
располагается почтовое отделение Ватикана. Мы купили открытку с одной из ватиканских
репродукций и, памятуя, что сегодня последний день юбилейного 2016 года, когда паломникам разрешается пройти
через Святые Врата Собора Св. Петра и получить отпущение грехов, мы написали
поздравление самим себе, наклеили марку и опустили письмо в почтовый ящик Ватикана. Получили мы эту открытку через
пять недель, когда уже перестали ждать, прокляли ватиканских и российских
почтовиков, полагая, что открытку потеряли или умыкнули. На штемпеле, правда,
значится только 02.01.17 Citta del Vaticano, но это не главное. Еще мы прикупили уникальный альбом из 4 красочных
конвертов с марками, выпущенными и погашенными в 2016 г. в Ватикане, Сан-Марино, Мальте и Риме.
Здесь же приобрели фальшивые монеты древнего Рима (в смысле современные реплики). Теперь можно хвастаться знакомым,
что откопал клад. Покончив с фальшивыми монетами, кинулись к Собору Святого Петра, чтобы успеть получить отпущение
грехов и осмотреть Собор. Но тут, к сожалению, сбылись наши опасения по поводу короткого дня. Очереди уже никакой не было,
была просто гуляющая толпа, рассеянная по площади. Пространство перед собором было аккуратно отгорожено
забором, и попасть в Собор до следующего года было не реально. Обидно. Можно
было бы войти в религиозный транс и подождать часов пять, когда из окна собора,
как кукушка из часов, выглянет Папа и поздравит всех с Новым Годом. Но мы
решили, что если грехи нам не отпустили, то и делать нам на площади нечего. К тому же очень хотелось есть.
Эта задача оказалась не из легких. Все кафе и рестораны под Новый Год были забиты.
- Подождите минут 20-30, - советовали нам официанты.
- Посоветуйте это моему желудочному соку, - отвечал я.
По дороге нам повстречался нищий, просивший подаяния. На автомате я сунул руку в карман и насыпал ему горсть монет. Не
успели мы отойти, как нищий стал возмущенно кричать нам вслед, что мы жулики и подсунули ему мусор. Оказалось, что среди
пригоршни евро случайно попалась пара наших рублей. Да, рубли они деревянные, но не хочешь не бери. Ладно, за евро не
благодари, но что же ты, бомжара итальянская, нас же еще и попрекаешь? Вот и делай после этого добро… Хотя, добро,
конечно, делать надо не ради благодарности, а чтобы самому было не стыдно.
Наконец, в небольшом ресторанчике «Arlu», где все места были также заняты, мы натолкнулись
на хозяина заведения. Убедившись, что мы хотим есть, он принял царское решение и приказал отвести нас в ВИП комнату с
пустующим столом человек на 8. Я тешу себя надеждой, что это моя неземная
красота и обаяние подтолкнули его к такому решению. Жена с дочкой из зависти
присваивают славу себе. Девочка официантка долго принимала наш заказ, пока не
поймала нас на каком-то русском слове и обрадовано сообщила, что она тоже из
России. Что ели я толком не помню, что-то вкусное, а пили домашнее вино
хозяина. Вино отличное, пьется легко, но потом по телу разливается тепло, что
было кстати, и голова становится чужой. Посидели душевно. На десерт взяли
тирамису. Вот так вот - всю жизнь я считал, что тирамису – это национальный японский пирог, и тут мне открылась
правда: «tira mi su» в переводе с итальянского означает «притягивает
меня». По поводу авторства идут споры, кто-то относит его создание к XVII веку под названием «Zuppa del duca»- «Суп
герцога». Но побойтесь Бога, мы ведь в Ватикане! Какой - же это суп? Кто-то
датирует лакомство 60-70 годами ХХ века и относит авторство кулинару из Тревизо Роберто Лингуанотто. Пусть итальянцы
спорят, но тирамису был отличный.
ЦЕРКОВЬ SANTA MARIA IN TRASTEVERE.
Прогуливаясь по набережной Тибра, мы не могли, конечно же, не пересечь остров Тиберина и не посетить церковь Santa
Maria in Trastevere. Эта одна из древнейших, главнейших и красивейших римских церквей. Возникла она по указанию
Папы Каликста I, но уже после его гибели в 222 г. В IV веке она была перестроена Папой Юлием I и позднее постоянно
достраивалась и улучшалась. В 1702 г. архитектор Фонтана перестроил портик перед церковью. На нем появились
четыре фигуры святых: Каликста, Калиподия, Корнелия и Юлия. Выбор их необъясним, жизнь и деяния туманны и причисление
к святым не совсем ясно.
Каликст был рабом. По неизвестным обстоятельствам он растратил крупную
сумму хозяина и бежал. В последний момент его нашли на отплывающем корабле, с
которого он бросился в воду, пытаясь уйти от погони. Каликста должны были
направить на каторгу, но амнистировали. Тут же он бросился в синагогу, где
устроил скандал, пытаясь то ли занять, то ли вернуть свои деньги у евреев.
Казалось бы, для человека с такой репутацией карьерный рост невозможен. Но Каликст
проявляет себя отличным организатором в христианском сообществе и даже
становится Папой. В это время на очередной волне борьбы с христианством многие
прихожане вынуждены были публично отказаться от веры для спасения своей жизни.
Каликст считал, что таких отступников можно снова принять в христианство, если
они искренне раскаялись. Также он признавал браки между верующими римлянами и
их рабами. Многих это раздражало. В 222 г. умело направленная толпа
расправилась с ним – его по разным данным замучили или бросили в колодец. В IX веке его мощи перезахоронили в
церкови Santa Maria in Trastevere.
О Каледопии в интернете ничего узнать не удалось, кроме того, что он был
казнен в 232 году вместе с рядом других христиан. Тело святого волокли через
весь город и бросили в Тибр. В чем состояли его заслуги и подробности его смерти неизвестны.
Корнелий с 251 г. был епископом Рима и считал, как и Каликст, что
отступившихся от веры христиан можно вернуть в веру после их покаяния. Он был
сослан и умер в 253 г. По некоторым данным он был обезглавлен (видимо за
религиозные взгляды).
Юлий стал Папой в 337 г. Он постоянно боролся за чистоту веры и возводил
новые церкви в Риме. По совокупности заслуг был причислен к святым.
Возможно, мы многого не знаем об этих людях, и они, наверно, имели
выдающиеся заслуги, за что удостоились увековечения на портике церкви.
На фасаде церкви за фигурами святых видны фрески, поблекшие от времени и
дождей. Такую же беду с фресками мы наблюдали на стенах зданий в Мексике в комплексе Чичен-Ица вокруг
пирамиды Кукулькана, очень жаль, что скоро они будут безвозвратно утрачены. Внизу на фресках
изображены пальмы, по бокам виды Иерусалима и Вифлиема. Выше находится мозаика XII века, реставрированная
веком позже художником Каваллини. Она изображает Богоматерь с младенцем Иисусом на руках в окружении
десяти девушек с масляными светильниками.
По древней традиции в доме невесты собирались подруги со светильниками и
дожидались прихода жениха с его родственниками, чтобы выйти ему навстречу и
осветить дорогу. После этого все запирались в доме, подписывали брачный договор
и пировали. Притча, рассказанная Иисусом ученикам, говорит о том, что перед
свадьбой пришли пять разумных девушек и пять тупых. Разумные взяли с собой
масло для светильников, а тупые – нет. Когда приехал жених, умные вышли к нему,
а остальные побежали покупать масло. Когда они вернулись, двери уже были
закрыты. Им пришлось идти домой и есть всухомятку. Суть притчи в том, что
ожидать пришествие мессии нужно постоянно и быть всегда к этому готовым. Тот,
кто просто ждет и никак не готовится к этому, не попадет в Царство Небесное.
Так вот, на мозаике можно видеть восемь дев в коронах и с горящими
светильниками и двух без корон с не горящими сосудами и поникшими головами. У
двух дев слева от Богоматери свет от светильников похож на узкое пламя
зажигалки, а у двух справа пламени нет. Это самые первые мозаики. Формы
светильников у них одинаковые. Остальные девы были внесены при поздних
реставрациях, и, возможно, тогда не стали цепляться к цифрам из соображений,
что чем меньше тупых, тем лучше.
У ног Богоматери видны две маленькие коленопреклоненные фигуры. Так
принято изображать людей, способствовавших строительству, или меценатов, на
деньги которых построена церковь. Возможно, один из них – Папа Иннокентий II, при котором перестраивалась церковь.
Под самой крышей еле видна поблекшая фреска XIX века с Иисусом, ангелами и склонившимся Папой Пием IX.
Каждый из иерархов, пользуясь служебным положением, стремился увековечить себя.
А ведь, как сами они учат, гордыня – один из смертных грехов…
Снаружи и внутри у входов в стены вмонтированы фрагменты облицовки храма
с древними надписями, найденные во время реставрационных работ. Рядом находятся
макет храма со сценкой патриархальной жизни и макет, изображающий итальянское застолье.
Справа от входа на стене мы увидели необычное изображение – в виньетке
на темном фоне два печальных глаза, а наверху - череп с горящими глазами.
Почему-то в интернете я ничего не нашел об этих глазах, видимо все проходят
мимо, не придавая им значения. А ведь с ними связана весьма печальная легенда,
рассказанная нашим гидом Марией. Давным-давно недалеко от храма играли
подростки. Между ними завязалась шутливая возня, и в запале один мальчик
задушил другого. Опомнившись, он бросился домой, и родители, осознавая
неотвратимость наказания, срочно выслали его из Рима. Прошли годы, но юноша
никак не мог забыть смотревшие на него глаза умирающего друга. Через много лет
он не выдержал и вернулся в Рим на то самое место. Постояв там немного, он
пошел домой и повесился, не в силах переносить мучивших его воспоминаний. Его
богатые родственники внесли крупную сумму, чтобы в храме увековечить эту
историю.
Дальше внутри церкви нам открылись стены и потолок, покрытые резьбой и
позолотой. Позолота была на мозаике, балках, рамах, колоннах… Это придавало
очень торжественный нарядный вид всему интерьеру. Впечатлила мозаика Каваллини - тонкая и сочная. Все вместе –
просто восхитительно. Внутренние стены слева и справа опираются на колоннады. Все
колонны при этом разные по цвету, форме, диаметру и материалу. Разные у них и
капители. Это не удивительно, поскольку по существовавшей в Риме традиции при
строительстве или реставрации тащили с других объектов все, что плохо лежит.
Эти колонны в XII веке позаимствовали из терм Каракаллы, а туда они
попали из Египта. Разномастность колонн никак не портит общего вида. Над
колоннами между окнами размещены замечательные мозаичные изображения святых. В
трех окнах в торце сделаны витражи святых Каликста, Корнелия и Юлия (статуи
которых мы видели на портике). Калиподий почему-то этой чести не удостоился.
Прах этих четырех святых хранится под балдахином в алтарной части.
За балдахином в полукруглой нише над алтарной частью переливается золотом
мозаика, изображающая Деву Марию и Иисуса. Справа от них стоят Св.Петр,
Корнелий, Юлий и Калиподий, а слева Каликст, Св. Лаврентий и Папа Иннокентий II (автор перестройки с макетом церкви
в руках). Стены ниже и вокруг этой мозаики украшены фресками и мозаиками с различными эпизодами из жизни разных
святых. В самом низу стены облицованы красным деревом и на мраморных ступенях установлен епископский трон.
Перед балдахином справа есть небольшой мраморный короб с резным фасадом.
Под ним по легенде находится место, откуда еще в III в. до н.э. неожиданно забил фонтан маслянистой жидкости (то ли нефти,
то ли Аннушка разлила оливковое масло). Позднее христиане истолковывали это как знак
неизбежного прихода христианства и символ вечного источника жизни (при желании
все что угодно можно к этому отнести) и возвели на этом месте первую церковь. За
коробом установлен витой мраморный столб со светильником (рассчитанный, видимо,
на работу на масле из источника). Интересно, что нигде не упоминается о наличии масла в источнике после его извержения.
Внизу в центре зала расставлены скамьи для прихожан. Обращает на себя
внимание пол из разноцветного мрамора ценных пород с различными орнаментами.
Слева находится капелла Альтемпс, в которой хранится одна из старейших в
мире (V век) икон Девы Марии. Потолок и стены капеллы
украшены замечательными фресками работы Паскуале Кати. Ближе к выходу
расположены надгробия кардиналов и их родственников, в том числе Папы
Иннокентия II.
Немного коробит традиция римлян устраивать захоронения в полу церквей,
порой на самых проходах. Не приучены мы как-то ходить по могилам. В результате
наши перемещения по церкви больше походили на прогулки по минному полю, мы
постоянно перешагивали и перескакивали через плиты на полу. Большинство на это
не обращает внимания, и многие надписи практически стерты подошвами миллионов туристов.
В общем, Церковь Santa Maria in Trastevere - это настоящий музей с уникальными шедеврами,
который обязательно нужно посетить.
нет , это конечно интересно , но мне напоминает перепечатку википедий и энциклопедий .
Я, конечно пользовался разными источниками информации, в том числе и энциклопедиями, но прямых перепечаток нет. Информация порой противоречивая и нужно было найти верный вариант. Но вообще-то, когда кто-то пишет об известном месте, он не сам выясняет информацию по фолиантам, а ссылается на уже известные факты- фонтан сделал Бернини в таком-то году. Думаю и у Вас также?
Очень интересно написано! Спасибо!
И Вам спасибо за проявленный интерес!
. .
ну , одно дело упомянуть колоннаду Бернини , а другое, построить весь отзыв на выдержках из википедий . Лично я принципиально не пользуюсь энциклопедиями , люблю отзывы , где люди пишут о своих эмоциях и о своей истории в том или ином месте , а не переписывают истории из истории ( простите за тавтологию ) .
При всем уважении не могу с Вами согласиться. Во-первых, в отзыве нет выдержек или переписанных мест из энциклопедий, как Вы пытаетесь представить. Ими я пользовался для выяснения дат событий, персонажей, историй создания шедевров. При этом в интернет масса неверной, противоречивой информации, которую нужно было перепроверить, отфильтровать и добраться до истины. Полученная информация изложена мной своими словами, так же как это делаете Вы при описании, например, истории Хампи 17 века, свидетелем которой Вы, естественно, не были. Во-вторых, ходить по Риму и бессмысленно смотреть на здания или скульптуры, не понимая что это, почему здесь и с чем связано, мне было не интересно. Меня интересовала римская история, связанная с его памятниками. Об этом я и написал. Кому-то интереснее писать о еде и магазинах, о пляжном отдыхе и сервисе, и он пишет об этом, не вникая в историю страны. Такие отзывы, конечно нужны, они помогают ориентироваться в стране. Но в Риме столько истории, что побывать в нем и не написать об этой истории мне показалось недопустимым. Мне кажется, что прочитав такой отзыв, турист на много ярче будет воспринимать Рим, чем прочитав очередной отзыв со смыслом "Я и Колизей", "Я на фоне Ватикана" или "Я ем и купаюсь".
три предложения о Хампи в моём отзыве о Индии капля в море ( причем это то , что я сама запомнила , не пользуясь ничем , да и сравнивать информацию , где правда , а где сказки , мне в голову не приходило ) . Конечно , каждый решает сам , как писать свой отзыв , я лишь высказала своё мнение .
Полностью согласен, Натали. Поэтому я и написал свой отзыв на основании личных впечатлений, информации, полученной от гида, из книг и дополненной сведениями, перепроверенными в интернет (а не перепечатанными из него). По-моему, получилось информативно и полезно. Если кому-то исторические абзацы не интересны, их можно и не читать. Останется часть "Что я ел и купил в Риме".
И каждый выбирает - читать ему конкретный рассказ или нет.
И хотя сама я редко углубляюсь в исторические сведения в своих отзывах, но когда к поездке готовлюсь, такие вот - информационные - очень ценю. Тем более подано многое с юмором, читается легко.
Так что от меня - респект!
Как писать отзывы - личное дело каждого. И каждый выбирает - читать ему конкретный рассказ или нет.И хотя сама я редко углубляюсь в исторические сведения в своих отзывах, но когда к поездке готовлюсь, такие вот - информационные - очень ценю. Тем более подано многое с юмором, читается легко.Так что от меня - респект!
Спасибо, Елена!
Респект!