Китай
Золотой фонд
Срединная империя Ч.2 Не слышны в саду даже шорохи
Октябрь 2024
дата поездки
24.03.2025
написано
Срединная империя Ч.2 Не слышны в саду даже шорохи

Сучжоу и Ханчжоу – это города десяти-миллионники, не знаю, есть ли в Китае города не миллионники, вряд ли, но там мы будем осматривать, на каждый город по одному дню, не каменные джунгли небоскрёбов, а сосредоточим своё внимание на классических китайских садах, некоторые из которых, между прочим, в списке Юнеско.

         Китайское садово-парковое искусство не столь древнее, как китайская государственность, но тоже имеет солидный возраст – порядка трёх тысяч лет. Откуда это известно? Из древнейшего китайского литературного памятника Ши цзин (Книга песен). Там, кстати, впервые появляются иероглифы «инь» и «ян», играющие не последнюю, а скорее наоборот, роль в фэншуе – принципах организации пространства, в том числе садово-паркового. Поскольку искусство ландшафтного дизайна в Китае моложе искусства государственного управления, первые садовники при проектировании своих садов брали  в качестве образца модель идеального государства, то есть своей Поднебесной, а более смелые мира и вселенной, где основными составляющими являются Земля, Небо и Человек. В центре парка должно быть озеро, в середине которого остров, на нём желательно гора или просто возвышение, на котором пагода или беседка, дворец тоже подойдёт. Чтобы далеко за примерами не ходить, давайте одно такое озеро и осмотрим, более того, прокатимся по нему на кораблике. Речь об озере Сиху близ Ханчжоу. Название Сиху довольно прозаично – Западное озеро, да и само озеро, на мой взгляд, тоже. В первую поездку в Китай мы катались по озеру парка Ихэюань, там и кораблики поинтересней – в форме драконов, и окрестные строения и виды полюбопытней. Оно и понятно, озеро Сиху начали постепенно обустраивать более тысячи лет назад, а Ихэюань был создан по приказу нашего знакомца Цинского императора Цяньлуна, это XVIII век, золотая пора китайского паркового искусства. Хотя, возможно, на моё восприятие сильно повлияло время года. Парк Ихэюань мы осматривали летом, а сейчас на дворе октябрь, лотосы, это тоже непременный атрибут озёр-прудов в китайских садах, уже отцвели 

Прекрасного лотоса стих аромат,

струится река в тишине.

Одежды мои распахнул ветерок,

плыву по реке я на лёгком челне.

Зато с озером Сиху связано больше легенд и преданий. Вот, например, история Си Ши, возглавляющей список Четырёх Великих Красавиц древности. Говорят, как-то Си Ши стирала у речки белье. Проплывавшая мимо рыбина залюбовалась её красотой на столько, что перестала двигать плавниками и утонула. Аналогичные истории случились и с другими Великими красавицами. Красота Ван Чжаоцзюнь сгубила пролетавшего мимо гуся, он перестал махать крыльями и упал. Дяочань затмила своей красотой Луну, которой пришлось, чтобы избежать невыгодного для себя сравнения, прикрыться облаками, а Ян-гуйфэй смущала цветы, которые перед ней постоянно склонялись, закрываясь в бутоны. 

Си Ши жила в неспокойное время, названное в китайской истории Периодом Вёсен и Осеней, это VIII – V века до нашей эры. Централизованного государства тогда не существовало, а мелкие княжества постоянно воевали друг с другом. 

Она росла в Юэ от юных лет

Там, где с Чжуло ручей струился, чист.

Таких красавиц не припомнит свет,

Смущенно лотос прятался под лист,

Когда она, склонясь к лазури вод,

Стирала пряжи шелковый моток.

Правитель княжества Юэ потерпел поражение в войне с соседним царством У. В качестве дани вану победившего царства Фучаю были посланы прекрасные наложницы, Си Ши в их числе. Фучай настолько увлёкся Си Ши, что забросил все свои государственные дела, более того приревновал к ней и казнил своего военачальника Цзысюя. Обезглавленная армия была разбита, и княжество Юэ вновь обрело независимость. Разработал этот коварный план министр Юэ Фань Ли, сам питавший слабость к Си Ши. После разгрома царства У Фань Ли забрал на родину свою Мату Хари, погрузил туманным утром в рыбацкую лодку, только их и видели. У этой истории две разных концовки, по одной плыла-качалась лодочка именно по волнам озера Сиху, по другой, более поздней, когда буддизм проник и завладел умами китайцев, само озеро Сиху – реинкарнация красавицы Си Ши, на что дополнительно указывает совпадение их фамилий. Ещё одна, не то чтобы легенда, история. Говорят, что в ясную лунную ночь на озере Сиху можно увидеть 33 луны. Дело в следующем, на маленьких островках озера построены три небольшие пагоды, у каждой по десять круглых окон, и когда внутри зажигают светильники, 30 оконных отражений почти неотличимы, так говорят, от отражения луны. Луна на небе в этом случае идёт у нас под номером 32, где же 33-тья, ответ прост, хотя и не очевиден, в сердце. Во всяком случае, в сердце каждого китайца, таким образом, можно с натяжкой заявить, что перед нашим мысленным взором не 33 луны, а два миллиарда тридцать три. И натяжка совсем небольшая, этот вид озера Сиху, правда без лун, но с пагодами, есть если не в сердце каждого китайца, то в его кармане – на банкноте в 1 юань. Кроме этого замечательного вида, рекомендуется любоваться им осенью, описаны и рекомендованы ещё 9 видов. Кем описаны и рекомендованы? Разумеется, императором, в империях всё до мелочей решает император, в нашем конкретном случае тем же многогранным Цяньлуном. Зимой советует любоваться снегом на мостике, соединяющим один островок с другим, такие горбатые мостки из белого камня можно встретить почти в каждом китайском саду, весной наслаждаться видом озера с дамбы, летом цветущими в своём пруду лотосами, на закате пагодой Лэйфэн, а ещё можно послушать колокол на холме Наньпин. Также следует посмотреть на декоративных рыбок, с некоторых пор они стали непременным  атрибутом китайского сада, и насладиться песней иволги в ивах, густо высаженных по берегам любого водоёма в китайском садике. На озере Сиху их, склоняющих свои ветви к самой воде, предостаточно, а если учитывать ещё и отражения, то больше ровно вдвое.

Моя душа склоняется, как ива,

Уже не распрямиться ей опять.

Всё в мире так безжалостно красиво,

Что нет нужды стихов о том слагать.

         Само собой, первые сады-парки, и громадных размеров, были у императоров, причём довольно долго только у них. Туда свозили редких животных, высаживали редкие цветы и декоративные растения. Позже сады было разрешено иметь монастырям и храмам, а потом уже и частным лицам. Такая вот в Китайском ландшафтном искусстве произошла демократизация, случившаяся гораздо раньше аналогичных процессов в китайском обществе. Садики сильно уменьшились в размерах, зато наполнились множеством декоративных деталей. Во времена династии Мин не иметь собственного сада уже было моветоном. А бонтоном было, выйдя на пенсию, купить где-нибудь в провинции подходящий участок земли и разбить на нём небольшой по тогдашним меркам садик-рай. Больше всего подходящих участков оказалось в Сучжоу, где соотношение земли и воды, дельта Янцзы, близко к идеальному. Сейчас в Сучжоу достойного внимания садов несколько десятков, а было, говорят, несколько сотен.  Первое, что делал создатель такого мини-сада делил пространство на множество «зелёных комнат» так, чтобы весь сад нельзя было охватить взглядом сразу и целиком, но за каждым поворотом извилистой тропинки посетителю должны были открываться всё новые захватывающие виды. Ещё один шаг к миниатюризации сада – уменьшение в размерах самих деревьев. В Японии это искусство называется Бонсай, буквально выращенное на подносе, но это заимствованный у Китая более тысячи лет назад «пейзаж в горшке» Пэньцзин. Многие приватные китайские сады такими деревцами украшены. Например, «Сад скромного чиновника» в Сучжоу,  давайте туда заглянем. Не знаю, можно ли назвать чиновника, имеющего сад площадью около 5 гектаров, скромным, возможно это тонкая ирония, да так оно собственно и есть. В 1509 г. наш «скромный чиновник» Ан Сяньшэм уволился со службы, возможно с формулировкой «по утрате доверия» у не так давно вступившего в должность молодого минского императора Чжу Хоучжао, правившего под девизом Чжэндэ - «Истинная Добродетель», в другом переводе Мораль или Достоинство, и занялся обустройством сада. На это ушло все 20 лет оставшейся у Сяньшэма жизни. Потомки нашего чиновника не так увлекались садово-парковым искусством, и один из них, возможно даже сын, но вряд ли, этот сад проиграл, причём в карты, а не в маджонг, как можно было бы подумать, поскольку игральные карты в Китае известны, по крайней мере, с XII века, а маджонг, дословный перевод «онемевшая воля», по мнению авторитетных источников, получил распространение тогда же, когда и опиум, в XIX веке. Сад был распродан частями, значительно изменил свой облик, и только будучи национализированным в 1949 вернул свой первозданный, судя по сохранившимся рисункам, облик. Раз речь у нас идёт о саде, описание начинаем с растений. Ивы и сосны обязательны, бамбук желателен, остальные растения факультативны. Есть цветочные клумбы, но не так, чтобы много, китайцы, в отличие от японцев, не большие поклонники буйства красок, отдавая предпочтение, как и в своей живописи, изяществу форм и гармонии. Суша находится в гармонии с водой, которая занимает в саду почти половину всей площади. Пруды или озерца самой причудливой формы со множеством островков, соединённых каменными мостиками. На многих островках беседки с характерными загнутыми кверху крышами или более значительные сооружения - павильоны для отдыха. В прудах кроме декоративных карпов обычно плавают утки мандаринки, и  конечно обширные заросли лотоса, реже обычных водяных лилий. Ещё один обязательный элемент китайского сада, о котором мы ещё не упоминали, каменные монументы частично природного происхождения. Это так называемые камни Тайху, дословно «камни озера Тай», от Сучжоу или Ханчжоу оно сравнительно недалеко. Камни эти имеют причудливую форму, множество отверстий, смотрятся весьма экзотично. Такие камни ищут на дне этого озера, говорят и в его окрестностях, и если камень недостаточно экзотичен, в нём делают необходимое число отверстий и сколов, а затем вновь опускают на дно, пока возникшие вследствие вмешательства в замысел природы следы, спешить китайскому садовнику некуда, не сотрутся естественным образом. Традиция давняя, известно, что ещё в XII веке император династии Сун Чжао Цзи, будучи по совместительству музыкантом, художником, каллиграфом и мастером чайной церемонии,  заказал кучу таких камней для своего парка, так с той поры и пошло. В китайских садах такие камни ставят и поодиночке, и группой, даже причудливые горки собирают. Как конструируют китайский сад мы рассказали достаточно, а вот для чего, этот вопрос не осветили. Само собой понятно, для отдыха, уединения, созерцания, умиротворения. Вот этого, к сожалению, в Саду Скромного чиновника достичь не удалось, из-за обилия посетителей, там просто толпы. Узкие дорожки с двусторонним движением создавали дополнительные трудности, иногда приходилось ждать, пропуская встречные потоки. Да ещё с погодой не повезло – зарядил дождь, и для прогулок не очень, и для фотографий.

Весна ушла, с лоянцами простясь.

Ей на ветру ветвями машет ива.

Блеснут на листьях капельки дождя,

И кажется, что все они в слезах...

И тускло на душе, и сиротливо…

         Следующим в нашей программе Сад Рыбака, размерами значительно уступающий Саду Скромного чиновника – менее полгектара, но не известностью. Другой вариант названия Сад Мастера сетей, создан тоже отставным чиновником, переключившимся с плетения интриг на плетение сетей, ловлю рыбы и работ в своём садике. Точнее не создан, а реконструирован в XVIII веке, будучи с  XII века сильно заброшенным. Пруд там всего одни, называется «Розовые облака», а мостик там самый маленький в Сучжоу, а может быть и в Китае, называется «Ведущий в безмятежность». Рекомендуется минутку на нём постоять, заглянув в «тихие воды своих желаний». У нас не получилось, вход в ту часть сада был на реставрации. По берегам пруда крытые галереи и павильоны. Самый популярный тоже с причудливым названием «Луна приходит с лёгким ветерком». 33 луны в нём не увидеть, но 3, говорят, можно: на небе, в пруду и в зеркале. Это развлечение тоже мимо нас, остаётся наслаждаться видами карликовых гор и хребтов, созданных из камней  Тайху. У второго павильона название более приземлённое «Павильон стирки лент», как будто бы это вольная цитата из поэмы «Рыбаки»: Если вода в реке чистая, я стираю ленты на шляпе… Наверное намёк на то, что в пруду вода всегда должна быть чистой. Садик, как мы уже отмечали, небольшой, зато и посетителей сильно меньше, и если повезёт, можно найти уголок, если не оскорблённому чувству, то относительному уединению. 

         Два китайских садика осмотрено, не хватает, и по китайской нумерологии тоже, где три отвечает за достижение успеха, ещё одного. В нашей программе такой сад есть, это шанхайский Сад Радости или Неторопливого Отдыха. Мы его посетили в первый же день нашего путешествия, но на этих страницах он появляется только сейчас. Сад Радости возник всё в ту же благословенную для китайского садоводства эпоху Мин, площадь его поменьше, чем у Сада Скромного чиновника, около 2 гектаров, его основатель тоже чиновник, но весьма нескромный – казначей провинции Наньчжили, куда входил Шанхай, чтобы порадовать старика отца, бывшего Министра Наказаний Пань Эня. Планы были грандиозны, в качестве недосягаемого образца выступал императорский сад в Пекине. Строительные работы начались в 1559, но Пань Энь, умерший через 20 лет, так и не смог порадоваться сыновьим замыслам, боги не допустили, видимо не все наказания, назначенные  министром, были справедливы. Работы не были завершены по довольно странной причине, у казначея не хватило денег, сапожник без сапог. Позже недострой купили за бесценок, сад переходил из рук в руки, достраивался и перестраивался, пострадал в период Опиумных войн, долго оставался закрытым для публики, но в 1961 после очередной реконструкции распахнул свои ворота для всех желающих. Поскольку Сад Радости находится в Шанхае, а не в Сучжоу, посетителей тут ещё больше, чем в Саду Скромного чиновника, но и достопримечательностей побольше, так во всяком случае показалось, побольше беседок, павильонов, выполненных в более изысканном стиле, побольше камней Тайху, и они помассивней, познаменитей. Говорят один из них когда-то входил в личную коллекцию того самого императора Чжао Цзи, зачинателя этой каменной моды. Ещё одни дополнительный бонус – Сад радости находится в историческом центре Шанхая, и классические китайские строения на фоне ультрасовременных небоскрёбов смотрятся ещё экзотичнее, а дорога в- и из- сада позволяет пройтись по классическим китайским улочкам и полюбоваться классическим китайскими домиками, выполненных в стиле позапрошлого века. 

         Конечно, в китайских садах время течёт по-особому, тут можно провести целую вечность, позабыв обо всём на свете, но не будем повторять ошибок храброй девочки Герды из известной сказки. Вечером нас должен перенести сказочным образом за какие-то пару часов из Сучжоу в Лоян высокоскоростной экспресс, но до этого запланировано ещё одно мероприятие – посещение «Шёлковой фабрики». Разведение тутового шелкопряда – вот процесс более древний, чем китайская государственность. Самый старый кусок шёлковой ткани, найденной археологами, датируется серединой четвёртого тысячелетия до нашей эры, фрагменты примитивного ткацкого станка ещё на 500 лет старше, а изображение шелковичных червей на чаше из слоновой кости  это вообще начало пятого тысячелетия. Само собой, тайна «одомашнивания» тутового шелкопряда так и останется не раскрытой, но там где нет документов, возникают мифы. Однажды Си Линши, жена первопредка всех китайцев Жёлтого императора или по-китайски Хуан-ди наслаждалась чашкой пятичасового чая под сенью дерев, уже натяжка – чай в те легендарные годы китайцам ещё не был известен. Вдруг в её чашку неожиданно упал кокон шелкопряда. Императрица попыталась кокон из напитка достать, видимо палочками, а он от температуры разбух, палочки зацепили нить, клубок начал разматываться, дальше всё просто. Си Линши догадалась из нескольких тоненьких шёлковых ниточек формировать одну, прочную и изобрела первый ткацкий станок, чем заслужила почётные звания «Мать Тутового Шелкопряда» и «Богиня шёлка», а также попала в русскую Википедию, где в графе «род деятельности» у неё значится: императрица, изобретатель. 

         Источники сообщают, что изначально шёлковые одежды носили только члены императорской фамилии. Это не совсем так, поскольку первое государство на территории Китая появилось значительно позже шелководства в  XVII веке до н.э., а централизованным Китай стал ещё на полтора тысячелетия позже, вот тогда, видимо, и появились первые регламенты что, кому и как носить. Кстати, из шёлка делали не только одежду, но и рыболовную леску, тетиву для луков, струны для цитр, а также шёлк использовали при производстве бумаги. Несколько тысячелетий Китай наслаждался шёлком в одиночку, но коммерческие интересы вынудили одного из императоров использовать шёлковые изделия в международной торговле. Звали этого императора У-ди и принадлежал он к династии Хань. В период его правления – вторая половина второго века до нашей эры - начало первого, Китай стали сильно беспокоить северные соседи – хунну, и У-ди послал своего чиновника Чжан Цяняна в западном направлении на поиски врагов своего врага. Тот добрался до Ферганской долины увидел замечательных боевых коней, ни чета китайским лошадкам, и предложил выменивать их на шёлк. Так возник Великий шёлковый путь, датой его открытия можно считать 121 год до н.э., когда первый верблюжий караван с грузом шёлка и бронзовых зеркал направился к Ферганскому оазису. Дело пошло, спрос на шёлковую ткань  - грозу вшей был огромный, и китайцы охотно ею торговали, но не секретами её производства. Каждого, уличённого в вывозе коконов, бабочек, куколок или гусениц тутового шелкопряда, ждала смертная казнь. В Европе, куда шёлк начал поступать с началом нашей эры регулярно, о его происхождении даже не догадывались. Предполагали, что он, скорее всего, растительного происхождения, появляется то ли на деревьях, то ли в траве, то ли из цветов, были, конечно, предположения, что это такая специальная паутина.

         Считается, что монополию шелководства первыми нарушили японцы. Около 300 года н.э. они не только украли яйца шелкопряда, но и похитили, вот что значит системный подход, четырёх китайских девушек, знакомых с технологией. Хотя, как будто индусы овладели секретами шелководства гораздо раньше. Есть даже красивая легенда, молодой индийский раджа посватался к китайской принцессе, а в качестве приданного потребовал семена тутового дерева и яйца шелкопряда. Жених был настолько хорош, да к тому же в совершенстве владел искусством Камасутры, что девушка растаяла и вывезла требуемое, спрятав в своей причёске. Потом гусеницы каким-то образом доползли до Средней Азии, то ли своим ходом, то ли на спинах караванных верблюдов. По Великому шелковому пути шёл не только шёлк, много всего, даже болезни, чума например. Византийская империя получила первых шелкопрядных гусениц лишь в середине шестого века. Из Китая их контрабандой доставили два монаха несторианца, они в Китае утащили яйца шелкопряда, но пока добирались, из яиц уже вывелись гусеницы, как с голоду не умерли – загадка. Так что может быть это тоже всего лишь легенда. Византия могла узнать секреты шелководства у восточных соседей персов, активно контактировавших и с Индией, и со Средней Азией.  Потом за дело взялись арабы, и шелководство распространилось не только по Европе-Азии, но и по Северной Африке. Монополия была утрачена окончательно, но Китай остался в лидерах и по качеству и по объему производства. Сегодня больше половины производимого в мире шёлка имеет китайское происхождение, основные центры его производства Ханчжоу и Сучжоу. Мы в Сучжоу, по этой самой причине мимо «Шёлковой фабрики» мы пройти никак не могли. Разумеется, это стандартный аттракцион, побуждающий туриста побыстрее расстаться со своими деньгами. Сначала лекция перед огромной картой Великого шёлкового пути и сухопутного, и морского, на которой если не главной, то самой крупной точкой обозначен Сучжоу. Кроме уже упомянутых легенд, развёрнутая история о смысле жизни тутового шелкопряда. Бабочка тутового шелкопряда после спаривания откладывает порядка 500 яиц. Весной  из яиц появляются гусеницы, они же шелковичные черви, у них есть месяц, чтобы вдоволь наестся листьями тутовника, он же шелковица. Каждая гусеница съедает порядка 30-40 граммов листьев, увеличиваясь в 10 000 раз. Четыре раза полиняв, гусеница начинает головокружительный процесс окукливания, она непрерывно плетёт нить и в неё же заворачивается, образуется кокон. Длина нити одного кокона от полу до полутора километров. Если ничего не делать, то на 15-17 день из куколки вылупится бабочка, разрушив при помощи ферментов кокон. Этого подавляющему большинству шелкопрядов сделать не дают, погружая коконы на пару часов в кипяток. Так и нить будет легче разматывать, и куколка превращается в полезную высокобелковую пищу. Я пробовал, не скажу, что в страшном восторге, но вполне съедобно. Наша сопровождающая обещала, если кто навестит её в Пекине зимой, угостить шелкопрядом на славу. Одновременно с лекцией демонстрировались наглядные пособия. Процесс поедания гусеницами листьев показан не был, не сезон, за окном осень. Зато коконы были продемонстрированы и даже подарены желающим. Они оказались двух разных натуральных цветов, большинство белые, но были и любимого цвета китайских императоров – жёлтого. Наверное, это потомки того самого шелкопряда, которого «Богиня шёлка» Си Линши уронила в чашку чая. Потом нам наглядно показали, как опущенный в кипяток кокон можно растянуть до размеров одеяла. Собственно, это и был основной товар данной фабрики, такие одеяла и подушки из нетканого шёлка. Утверждалось, что под таким одеялом зимой тепло, а летом наоборот прохладно, в них никогда не заведутся пылевые клещи, поскольку шёлк отталкивает любые бактерии и микробы, действует благотворно на всех, а на детей особенно, усиливая в раннем возрасте их интеллект. Цены, само собой, кусаются, особенно из жёлтых- императорских коконов, но следует учесть, что на каждое одеяло идёт порядка 12 тысяч коконов. На шёлковую рубашку уходит поменьше – 650 коконов, но там нужно шёлковую нить аккуратно размотать, сплести с другими, ткать, красить, шить – тоже не дешёвые процессы. Несмотря на настойчивые уговоры, большинство группы от покупки шёлковых одеял-подушек отказалась, хотя, разумеется, закон больших чисел, были и счастливые  приобретатели. Что же, пусть кому положено продолжает следить за разматыванием шёлковой нити из шёлкового кокона, мы же сосредоточимся на нити нашего путешествия, протянувшейся из Сучжоу в Лоян.  

Оцените отзыв
5.0
3 оценки
Для оценки отзыва   войдите   в кабинет
Поделитесь отзывом
Другие отзывы автора:
  • 21.10.25 Китай
    Срединная империя. Ч.12 До свиданья, наш ласковый Миша
    Читать отзыв
  • 24.06.25 Китай
    Срединная империя. Ч.11 И у тебя в гостях я замечаю, что выпивая чашку чая…
    Читать отзыв
  • 22.06.25 Китай
    Срединная империя. Ч.10 Всё равно я отсюда тебя заберу во дворец, где играют свирели!
    Читать отзыв
  • 17.06.25 Китай
    Срединная империя. Ч.9 Обнимая небо крепкими руками
    Читать отзыв
  • 25.04.25 Китай
    Срединная империя. Ч.8 Коридоры кончаются стенкой, а туннели выводят на свет
    Читать отзыв
Комментарии
(0)
Напишите ваш комментарий
 
Для комментирования   войдите   в кабинет