Китай
Золотой фонд
Срединная империя. Ч.4 Вы слышите, грохочут сапоги
Октябрь 2024
дата поездки
08.04.2025
написано
Срединная империя. Ч.4 Вы слышите, грохочут сапоги

Главная туристическая достопримечательность Сианя это, разумеется, Терракотовая армия первого китайского императора Цинь Шихуанди, жившего во второй половине третьего века до нашей эры. Нужно отметить, что Цинь Шихуанди первый исторический император, но не первый мифический. Согласно «официальной» мифо-исторической традиции китайская государственность стартует в начале третьего тысячелетия до нашей эры. Этот период именуется «Сань хуан у ди» - эпоха Трёх властителей и пяти императоров. Первым в списке властителей идёт Фу Си, научивший своих подданных рыбачить, охотиться и разводить скот. Впрочем Фу Си был не совсем человек, скорее божественное существо, в некоторых мифах у него только антропоморфная голова, а тело дракона. Второй властитель Янь Ди - «Огненный император», имевший почётное звание Шэнь-нун «божественный земледелец», поскольку научил людей сельскому хозяйству. Также  Янь Ди считается отцом медицины, он познакомил будущих китайцев  с целебными растениями, в частности с чаем. Тело, по некоторым источникам, имел змеиное и кожу в связи с этим зелёную, как листья чая. Третий властитель, считающийся первопредком всех китайцев, с полностью человечьим телом правильного цвета - «Жёлтый император» Хуан-ди, это имя вобрало в себя не только «императорский» цвет, но и оба повелительных титула, «хуан» по-китайски значит не только «жёлтый», но и владыка, властитель, а «ди» - только владыка или император. Реальный объединитель Китая, хозяин терракотовой армии, чтобы подчеркнуть своё величие, у мифического «Отца нации»  этот титул и позаимствовал. Легенды гласят, что Хуан-ди изобрёл колесо, арифметику, письменность и музыку. 14 сыновей Хуан-ди, ни дать ни взять библейский Иаков, стали родоначальниками 14-ти китайским коленам или кланам. Четыре следующих за Хуан-ди императора были соответственно его сыном, внуком, пра- и праправнуком, это Шао-хао, Чжуань-сюй, Ди-ку, Тан Яо. И только последний пятый император Шунь был зятем, причём дважды, четвёртому императору Яо, женившись сразу на обеих его дочерях.  Свою власть Шунь тоже передал не кровному родственнику, а несомненному герою Юю из рода Ся, а точнее Да Юю, великому Юю, усмирителю коварной жёлтой реки Хуанхэ, обрушившей на Древний Китай грандиозный, почти всемирный потоп. Этот Юй и стал основателем первой императорской династии Китая - Ся, от которой, как и от предыдущей эпохи, тоже не осталось ни одного материального свидетельства. Китайским археологам, конечно, хотелось во чтоб это ни стало отыскать следы своей древнейшей империи, но всё, что удалось сделать – раскопать близь Лояна крупное городище с руинами дворцового комплекса и мастерских по плавке бронзы, так называемая культура Эрлитоу, датируемая серединой 2-го тысячелетия до н. э., знаменующая переход Китая от неолита к бронзовому веку, а также начало китайской урбанизации. 

         Первая правящая династия в Китае, в существовании которой не приходиться сомневаться, есть и археологические и филологические источники, «наследница Ся»  Шан или Инь. Основатель династии по имени Тан согласно легенде потомок всё того же Жёлтого императора. В период Шан, это от середины до конца второго тысячелетия до н.э. китайцы в совершенстве овладели искусством литья из бронзы, правда, есть мнение, что они, как обычно, у кого-то это умение, например у персов, позаимствовали, а также научились писать иероглифами. Археологами найдено большое число черепаховых панцирей, испещрённых затейливыми письменами. Из бронзы изготавливали не только предметы быта, орудия труда, но и оружие, а где оружие, там и войны. Как на границах государства, так и внутри его. Последний шанский правитель, так гласит легенда, Ди Синь погряз в роскоши, жестокости и разврате. Небеса возмутились, и он был свергнут добродетельным У-ваном, родоначальником новой правящей династии Чжоу. «Ван» - это более скромный чем «ди» и тем более «хуанди» титул, царь или король по-нашему. Первая столица государства Чжоу находилась как раз недалеко от места нашей теперешней дислокации – Сианя, позже столица была перенесена восточнее, поближе к Лояну. Для повышения эффективности управления страна была поделена на 7 провинций: Лу, Вэй, У, Цай, Цао, Цзинь, Чжэн, управляемых назначенцами, имеющими титул «гун» - князь. Разумеется, со временем «гуны» тоже захотели стать «ванами» и владеть, если не всем, то своими провинциями без оглядки на федеральную власть, эпоха Чжоу сменилась Периодом Вёсен и Осеней (определение Конфуция). Победить центрального «вана» помогли технологии, в середине первого тысячелетия до н.э. бронзовый век начинает сменяться железным. В армии бронзовые доспехи и оружие постепенно заменяются железными, но дело было не только и не столько в железе, появились новые идеи. Во-первых, Конфуций со своим конфуцианством, объяснивший, что такое хорошо и что такое плохо, а также, что у граждан есть не только права, но и обязанности перед государством. Во-вторых, младший современник Конфуция Сунь-цзы со своим «Искусством войны». В-третьих, в Китае стали чеканить монету, впервые в мире. Таким образом, удельные княжества могли вести войны любым из возможных способов. Врага можно было обмануть, задурив ему голову разными мыслями, можно было убить, используя передовые технологии, а можно было купить за звонкую монету. Сунь-цзы, не смотря на грозное название своей книжки, второй способ считал наименее предпочтительным. Вот несколько его  сентенций: «Если нет выгоды, не двигайся; если можешь приобрести, не пускай в ход войска; если нет опасности, не воюй»; «Война — это путь обмана»; «Одержать сто побед в ста битвах — это не лучшее из лучшего; лучшее из лучшего — победить, не сражаясь»; «Война любит победу и не любит продолжительности»; «Ни одно государство не извлекло выгоды из длительной войны»; «Самая лучшая война — разбить замыслы противника; на следующем месте — разбить его союзы; на следующем месте — разбить его войска. Самое худшее — осаждать крепости»; «Избегание столкновения с большими силами свидетельствует не о трусости, а о мудрости»; «Государь не должен поднимать оружие из-за своего гнева; полководец не должен вступать в бой из-за своей злобы». 

         Итогом Периода Вёсен и Осеней стало разделение Китая на более чем 140 относительно самостоятельных государств, последней каплей стал раскол царства Цзинь, говорящее название, на три уже не таких громких осколка Хань, Чжао и Вэй. Период Вёсен и Осеней, которых истекло порядка трёх сотен, сменился эпохой Сражающихся Царств. Царства сражались не одинаково хорошо, и со временем их число значительно поуменьшилось. Правители семи сильнейших Чу, Хань, Ци, Цинь, Вэй, Янь, Чжао даже переименовали себя из «гунов» в «ваны». Разумеется, долго так продолжаться не могло, в конце «должен остаться только один». В роли такого Дункана Маклауда выступило царство Цинь, и опять благодаря не только материальным ресурсам, но и интеллектуальным. В качестве такого «ноу-хау» выступил легизм, новая философская система китайских мудрецов. Один из её основоположников Шан Ян, став первым министром Циньского царства, перестроил его в соответствии со своими принципами. Было декларировано равенство всех граждан, за исключением правителя – Сына Неба, перед законом, который должен быть ясным и доступным для понимания. Поскольку человек изначально порочен, следует применять, поучал Шан Ян, строгие наказания даже за самые малые нарушения. При назначении на любую должность нужно учитывать не происхождение, а исключительно способности и заслуги. Большое внимание было уделено трудовой миграции, всячески приветствовались переселенцы из соседних княжеств, осваивавшие пустующие земли, им предоставлялись льготы по налогам и повинностям. Такая масштабная перестройка, разумеется, не обошлась, как это знакомо, без перегибов. Народ объявлялся не винтиками, но глиной в руках «гончара»; поощрялось доносительство; музыка, литература, наука объявлялись вредными занятиями; сосредоточиться гражданам следовало исключительно на заготовке зерна и подготовке к войне. Одним словом, вертикаль была построена и страна ждала лишь  молодого эффективного правителя.  Ждать пришлось порядка ста лет, для китайской истории мгновение. Ждали, не сидя со сложенными руками, наоборот трудились, их, можно сказать, не покладая. В 316 г. до н.э. были аннексированы царства Ба и Шу, из-за чего территория Цинь увеличилась почти вдвое. К тому времени китайской истории относится поговорка: «Умиротворять царство Цинь путём уступок земель — все равно, что дровами тушить пожар; дров нужно будет все больше, а пожар не прекратится». Потом, наконец, пришла Великая победа, достойный финал эпохи Сражающихся Царств. Китайский мир стал двуполярным. Цинь противостояло Чжао, самое северное из китайских царств-княжеств. Армия Чжао была организована по последнему слову военной науки, особое внимание уделялось кавалерии. Этому в Чжао научились у кочевников жунов, прародителей хунну, от которых другие китайские царства пытались отгородиться стеной и в прямом и переносном смысле. Более того, инструкторами чжаоских кавалеристов были нанятые за немалые деньги те самые жуны-хунны. Результат не замедлил сказаться, первое прямое столкновение Цинь и Чжао на землях Хань в 270г. до н.э. закончилось победой Чжао, но реванш был страшен. В 260 г. до н.э. состоялась битва при Чанпине, закончившаяся полным уничтожением армии Чжао. В качестве маршала победы выступил Бай Ци, этот китайский Ганнибал, притворным отступлением заманивший армию противника в окружённую горами долину и блокировавший её со всех сторон. В отличие от Ганнибала при Каннах или Александра Македонского при Гавгамелах Бай Ци не стал уничтожать 450 тысячную армию, а это поболе, чем участников Бородинской битвы с обеих сторон, сразу, а подверг жёсткой осаде. Через 46 дней измученные голодом воины сдались, купившись на обещание сохранить им жизнь, но пощады не было, «война это путь обмана», их разоружили и живыми закопали в землю. Отпустили на родину лишь 240 юношей в качестве мощного оружия пропаганды Циньской несокрушимости и непреклонности. А через год после «земляных работ» при  Чанпине родился мальчик с говорящим именем Ин Джен, иероглифы используемые для написания этого имени означают «победа» и «политика». Он то впоследствии и стал объединителем китайских земель императором Цинь Шихуанди. Как обычно бывает в таких случаях, у будущего императора изначально было мало шансов занять престол, правда, у его отца, одного из двадцати сыновей наследника престола и наложницы низкого ранга, их было ещё меньше, но повезло или помогли добрые люди. Прадед Цинь Шихуанди, процарствовав почти 50 лет, умер от старости, дед просидел на троне всего год и умер в пятидесятилетнем возрасте, возможно, был отравлен, как и отец будущего императора, возглавлявший державу порядка трёх лет. «Шапка Мономаха» досталась Ин Джену, когда тому было лишь 13, поэтому первые десять лет он правил совместно с регентом Люй Бувэйем, но достигнув совершеннолетия, с 237 г. до н.э. рулил уже самостоятельно. Так что заслугу объединения Китая путём аннексии оставшихся шести царств-княжеств молодой монарх может себе приписать по праву. 

         В 221 г. до н.э. пало последнее независимое Ци, эпоха Сражающихся Царств подошла к концу, наш герой взял себе тот самый имя-титул Цинь Шихуанди, напомним его смысл, первый (ши) император (хуанди) династии Цинь. Объединитель и основатель великой державы праздно почивать на лаврах не пожелал, а с головой окунулся в государственные дела. К единому стандарту были приведены система мер и весов; денежное обращение; письменность. Выбрав одну из двух  Китайских бед,  Цинь Шихуанди серьёзно занялся дорогами, и не только сухопутными. Был прорыт 36-ти километровый канал, а длина дорог с твёрдым покрытием составила порядка 7.5 тысяч километров. Все проложенные дороги  были трёхполосные, средняя полоса исключительно для спецтранспорта – царской колесницы. Покончив с дорогами, ухитрился найти и дураков, он не был знаком с теорией товарища Сталина об усилении классовой борьбы по мере укрепления социалистической власти, но интуитивно её понимал и сочувствовал. В 213-212 гг. до н.э. были сожжены конфуцианские трактаты, исторические хроники и другие книги, кроме сельскохозяйственных, медицинских, гадательных и кулинарных, а сами учёные конфуцианцы казнены или высланы за границу. Иногда Цинь Шихуанди также называют пионером-строителем Великой Китайской стены, это не совсем так. Строить оборонительные глинобитные стены друг от друга и степняков-кочевников Сражающиеся Царства начали задолго до воцарения нашего героя. Наоборот, объединив Китай, Цинь Шихуанди распорядился срыть ненужные теперь стены между бывшими царствами, а укрепить только внешний контур. Представляю, какое количество глины освободилось, возможно, тогда и пришла к  Шихуанди идея создания Терракотовой армии, с которой тоже много непонятного. Во всяком случае, никаких сведений о существовании такой армии в письменных источниках не обнаружено. Первые глиняные статуи были найдены в 1974 году случайно местным крестьянином, копавшим себе колодец. Нет, то, что первый китайский император отгрохал себе грандиозный мавзолей, было известно из трудов Сыма Цяня, историка жившего в конце второго века до нашей эры, начале первого. В его исторических записках Ши Цзи была изложена история Китая от мифических до времён Западной Хань, в которые он жил. Так вот там утверждается, что Цинь Шихуанди приказал начать строительство своей гробницы в 246 г. до н.э., сразу же, как только занял освободившееся после отца место. Напомним будущему императору тогда было всего 13 лет, сомнительно, Тутанхамон да и только, но того, и начавшего и кончившего рано, засунули в чужую гробницу, так что логичнее Цинь Шихуанди сравнить с Хеопсом, лет сорок посвятившим строительству своей пирамиды. Кстати, поверх мавзолея Цинь Шихуанди, по утверждению Сыма Цяня его возводили 38 лет, тоже насыпали неслабую пирамиду высотой в два раза ниже Хеопсовой – 76 метров, зато со значительно более внушительным основанием 350 на 345 метров. Что находится внутри этого погребального комплекса доподлинно неизвестно, раскопана только Терракотовая армия, да и то далеко не полностью. Раскапывать ли сам мавзолей, на этот счёт есть разные мнения, с одной стороны, отрытый мавзолей привлечёт ещё больше туристов, а с другой, как бы чего не вышло, мавзолей устроен сложно, повредить его легко, вон даже не смогли сохранить раскраску Терракотовой армии, мгновенно обесцвеченную солнцем. Так что пока превалирует консервативная точка зрения – нужно ждать появления более совершенных приборов и технологий для проведения подобных раскопок. Лично меня по этому поводу терзают смутные сомнения, не является ли этот археологический объект грандиозной мистификацией. А порядок экскурсии – нас сначала повезли в сувенирную лавку, где, кроме прочего, показали, как сегодня изготавливают полноразмерные копии терракотовых воинов, неотличимые от оригиналов, а уж потом на археологические раскопки, только добавил сомнений. 

         Впрочем, не буду разубеждать читателя, мифы всегда интересней и ярче реальности, давайте обратимся к шестой главе Ши Цзи, в которой описано устройство мавзолея. Сообщается, что в строительных работах участвовало 700 тысяч преступников, как мы понимаем, после объединения Китая да с легистским подходом недостатка в них долго не ощущалось. Мавзолей, так утверждается, представляет собой уменьшенную копию Сяньян, столицы империи, а если копнуть глубже, в переносном смысле, в буквальном не разрешается, всей вселенной, поскольку «На потолке изобразили картину неба, на полу очертания земли… Из ртути сделали большие и малые реки и моря, причем ртуть самопроизвольно переливалась в них… Светильники наполнили жиром в расчете, что огонь долго не потухнет… Склеп наполнили перевезенные и опущенные туда копии дворцов, фигуры чиновников, редкие вещи и необыкновенные драгоценности». Чтобы император не заскучал в своих вместительных хоромах, с ним же захоронили всех бездетных обитательниц его гарема. По периметру установили самострельные арбалеты – защиту от незваных гостей. Потом заложили проходы, «умертвили мастеров, делавших устройства и прятавших ценности», чтобы держали язык за зубами. Сверху насыпали курган, декорировав его травой и деревьями, чтобы он стал неотличим от обычных гор. Прежде чем непосредственно начать нашу экскурсию и приступить к осмотру раскопок, ответим на возможно возникшие у читателя вопросы. Отчего умер император Цинь Шихуанди? Самая популярная версия от злоупотребления Эликсиром бессмертия, содержащим ртуть, ещё бы – живой метал. Хотя, возможно, кончина произошла по вполне естественным причинам, император отошёл в иной мир в 49 лет, возраст, которого не удалось достичь ни его отцу, ни его деду. Империя, Цинь Шихуанди, прожила всего на несколько лет дольше своего основателя. Закопавши папу, Эрши Хуанди, буквально «второй император», процарствовал лишь три года и был убит главным евнухом, завидная должность, Чжао Гао. Кстати, именно Чжао Гао долго скрывал случившуюся в дороге смерть Цинь Шихуанди. Носил в императорскую карету еду и письма подданных, на которые отвечал от имени императора, а когда из кареты стало пованивать, обложил тело покойника солёной рыбой. Он же подделал завещание, в результате чего престол отошёл не к старшему сыну императора, а к младшему. Старшему же, его звали Фу Су, от имени  Цинь Шихуанди приказал покончить с собой, и тот, будучи примерным сыном, подчинился. Чаша народного терпения переполнилась, начались волнения. Сын Фу Су по имени Цзыин стал очередным, последним властителем из династии  Цинь, он даже титул императора на себя примерять не стал, поскольку мало что контролировал. В тот же год столица империи пала под ударами мятежников, захвативших и позже казнивших несостоявшегося императора. Сохранились сведения, что один из предводителей смутьянов Сянь Юй под шумок мавзолей Цинь Шихуанди знатно пограбил: «300 тыс. человек за 30 дней не могли переместить все сокровища, которые были внутри. Затем пришли воры и разбойники… Начался пожар и продолжался 90 дней без перерыва…». Возможно, мавзолей потому и не раскапывают, что уже не надеются там что-нибудь найти. С другой стороны, утверждается, что никаких следов вскрытия мавзолея обнаружено не было, кроме следов пожара в ряде мест с Терракотовой армией. Да даже если бы и нашлись следы… 300 тысяч за 30 дней, явное преувеличение, подрывающее доверие ко всему тексту. Пусть это останется на совести автора Ли Даоюаня, жившего на 700 лет позже первого китайского императора. Не знаю, как на счёт остальных сокровищ, но Терракотовую армию эти бандиты могли бы вынести буквально за день, на сегодняшний день обнаружено порядка 8 тысяч воинов, далеко не все в идеальном состоянии, вес каждого около 130 кг, для пятерых мужиков, за руки, за ноги, за голову, работа плёвая. Есть, правда, ещё лошади, те потяжелее, 200 кг, но их значительно меньше. Кстати, утверждается, что лошадей делали тут на месте – трудно транспортировать, а воинов по всему Китаю. Это утверждают китайские ботаники, якобы обнаружившие в терракоте воинов пыльцу растений из разных регионов страны.   

         Поскольку главные силы Терракотовой армии находятся повзводно, поротно на своих исторических местах, и смотреть на них можно только с некоторого расстояния, перемещаясь по периметру громадного крытого павильона с кучей народа, логичнее детальный осмотр и классификацию начать именно в сувенирном магазине, где выставлены копии воинов как полноразмерные, так и уменьшенные. Терракотовые воины различаются по родам войск и по воинским званиям. По званиям расклассифицировать проще: есть рядовые, понятно, их большинство, офицеры и генералы. Генералов найдено не много, если не ошибаюсь, где-то порядка 20, на 8 тыщ воинов, так что это скорее полковники. Кстати, у сувенирной «фабрики» нас встречал почётный караул именно из терракотовых генералов, выполненных в двух ипостасях: с бородой и с бакенбардами. Говорят, что среди терракотовых воинов нет двух одинаковых, но на сувенирной фабрике это, разумеется, не так. Маленькие фигурки штампуют по единому образцу, к изготовлению полноразмерных статуй подходят более ответственно. Там отдельно лепятся руки, ноги, туловище в боевых доспехах и голова. Если заказчику будет угодно, голову воина могут слепить с него самого. На стенде представлены фото одного из таких чудаков как «в живую», так и в виде статуи, довольно похоже. В зале продаж двух одинаковых воинов сыскать несложно, и чтобы эту схожесть немного пригасить, статуи лепят из глины разного цвета – белая, красная, и даже, за 2 тысячи лет технологии продвинулись, иногда покрывают блестящей цветной глазурью.  Впрочем, мы отвлеклись, продолжим нашу классификацию воинов дальше. Родов войск в древнекитайской армии было всего два: пехота и кавалерия. Первые китайские кавалеристы сражались не верхом, а на колесницах, обычно трёхместных, возница, лучник и копейщик, вооружённый не обычным копьём, а «гэ» на палочке. Гэ это почти копьё, но с наконечником, напоминающим нашу букву Г, неужели отсюда название, это позволяет заточенной поперечиной не только наносить рубяще-режущие удары, но и легко стаскивать бойцов с вражеских колесниц. Подсмотрев за соседями-кочевниками, китайские воины стали ездить на лошадях и верхом, но сражались чаще в пешем строю, используя лошадей в соответствии с тогдашней стратегией как транспорт для быстрой и неожиданной переброски крупных армейских соединений, являясь, таким образом, скорее мото-стрелками, чем кавалеристами. Во времена Цинь Шихуанди уже были и классические кавалеристские формирования, вооружённые, скорее всего, копьями, поскольку стремян тогда не существовало, приличным мечом особенно не размахнёшься и луком точно не прицелишься. Судя по тому, что в терракотовой армии воины верхом на лошадях отсутствуют, значимой силы китайская кавалерия не представляла, впрочем, можно дать этому прискорбному факту и другое объяснение – конную статую лепить значительно сложнее, а если посадить терракотового воина да на глиняную лошадку, её хребет может и не выдержать. От кавалеристов переходим к пехотинцам с более разнообразным вооружением. Многие были вооружены мечами, причём, как с односторонней заточкой, такой меч назывался «дао», так и обоюдоострыми «цзянь». В те далёкие годы железо плавили, но не ковали, а потому бронзовые мечи почти не уступали железным, разве что чуток тяжелее, а потому тоже широко использовались. Судя по археологическим находкам, мечи использовались ощутимо реже древкового оружия - копий «цян», «гэ» и «цзи». Цян только кололо, гэ резало и рубило на манер косы или топора, цзи - китайская алебарда совмещала все эти функции. Важную роль в китайской армии играли лучники. Кстати, первое письменное упоминание о китайской коннице относится к 342 г. до н.э., когда 5 тысяч кавалеристов Вэй попало в засаду к лучникам Ци. Пожалуй, лучников стоит отделить от остальных пехотинцев, они держались сзади копейщиков и меченосцев, а стреляли по врагу через головы своих по крутой дуге, словно гаубицы, а потому отряды лучников следует отнести скорее к артиллерии. Тогда колесницы отнесём к бронетанковым войскам, они шли в авангарде, использовались как таран, устремлялись в прорыв, созданный штрафниками. Да, читатель, использовать заключённых в качестве военной силы первыми в мире догадались китайцы, формировавшие штрафные батальоны из преступников и пленных ещё в период Вёсен и Осеней за 500 лет до нашей эры. Фигурки лучников в Терракотовой армии одни из самых интересных и динамичных. Не смотря на то, что лук в руках отсутствует, угадывается тот самый момент, широко расставив ноги и повернувшись к врагу боком, стрелок отвёл левую руку, в ней невидимый лук, правая рука натянула тугую тетиву, мгновение, и стрела понесётся в цель. Стоит отметить, что на лучнике нет доспехов, только толстый халат. Самые лучшие доспехи, генералы с их бантиками на груди и плечах, а также офицеры, эти узнаются по шейным платкам, разумеется, не в счёт, так вот, самые лучшие «солдатские» доспехи у арбалетчиков. Арбалетчик, пожалуй, самая популярная и самая продаваемая фигура всей терракотовой армии, во-первых он был найден целым, едва ли не единственный случай, а во-вторых окрашенным в густо синие тона, сохранить которые, увы, не удалось. Изображён наш герой присевшим на одно колено, так сподручнее натягивать невидимый, как лук, арбалет.  Когда и где впервые появился арбалет точно не установлено. Видимо, лет на 200-300 раньше Циньского императора, так или иначе, в его армии арбалет уже играл существенную роль, выполняя функции снайперской винтовки. Пожалуй, последний, не отмеченный нами тип фигур – возничий, его можно опознать по вытянутым с невидимыми вожжами рукам. Кстати, колесниц почти не обнаружено, найдена всего парочка, каждая запряжена четвёркой глиняных лошадей с золотой и серебряной упряжью, явно роскошь, а не средство боевого сопровождения. Просмотрев сделанные фотографии, обнаружил, раньше на это не обращал внимания, что многие терракотовые фигуры в доспехах согнули в локте только правую руку, это тяжёлая пехота, а держатся они за невидимое копьё или алебарду.

         Вдоволь нагулявшись по сувенирной фабрике, наконец, отправляемся в музейную зону. Первый павильон самый большой и, наверное, самый интересный, это братская могила терракотовой армии. У нас 40 минут, надо успеть обойти  экспозицию по периметру, это меньше километра, так мне кажется, но не намного. Казалось бы времени достаточно, но перемещение затрудняется тем обстоятельством, что хочется посмотреть и поснимать у самого бортика, а не через головы других жаждущих, которых невероятно много, особенно у входа, куда обращены лица терракотовых армейцев, и, соответственно, лучшие виды. Приходится ждать и медленно просачиваться, есть такая тактика в арсенале современных армий. Вот наконец мы с вами у бортика и можем попытаться описать эту неописуемую картину. Перед нами девять, вроде бы не обсчитался, 9 – любимое число китайских императоров, походных колонн терракотовых воинов шириной фигур по 5, « и стоят они повзводно с лейтенантами в строю и генералом во главе…». Гид нам говорила, что генералов из-за их большей ценности и значимости из братской могилы изъяли и хранят отдельно, но одного я всё-таки углядел, он по-чапаевски впереди за боевым конём. Видимо руководил с колесницы, которая то ли превратилась в труху, то ли, как и остальное оружие Терракотовой армии в нашем низменном мире невидимо. Кажется это тот самый генерал с бакенбардами, копиями которого торгует сувенирная фабрика. А вот кто отсутствует, так это лучники и арбалетчики, сплошной строй пехотинцев. Сначала колонны из целых воинов, скорее всего результат кропотливой реставрации, потому что вслед за ними  попадаются, чем дальше, тем больше, инвалиды без рук, без ног или даже без головы, а арьергард армии и вовсе состоит из лежащих в беспорядке глиняных обломков. Отдельно расположен «лазарет», где раненых временем солдат собирают по кусочкам, крепя металлическими пластинами и снабжая металлическими костылями. Ощущение такое, что, по крайней мере, один бой Терракотовая армия всё-таки приняла. Наверное, попала в засаду к лучникам и арбалетчикам. 

«В 203-м эту роту положил из арбалетов

 Заградительный отряд.

И покуда эта рота умирала,

Землю грызла и глотала, ею харкала в снегу,

Пожурили молодого генерала

 И, сказали, что теперь он перед Родиной в долгу

….

Эту роту, эту роту,

Кто привел ее сюда, кто уложил ее на снег?»

И главное зачем! Самая распространённая точка зрения, чтобы защищать Цинь Шихуанди на том свете. От кого? От злых духов? А терракотовые воины с такой задачей справятся? По древнекитайским представлениям человека действительно сотворили из глины и оживили, но это был разовый акт богини Нюйва, повторений не зафиксировано…

 

Эта рота, эта рота, эта рота

 Нет, не встанет эта рота, не проснется по весне.

Снег растает, снег растает, снег растает,

Ручейки сквозь эту роту по болоту побегут,

Но не встанет эта рота, нет, не встанет,

Командиры эту роту никуда не поведут.

 

И почему так много воинов? Разве что воевать с такими же армиями. Натолкнулся в интернете на сообщение об открытии в Китае ещё одного подобного памятника Терракотовой армии следующей после Цинь династии Хань. Утверждается, что это гробница третьего ханьского императора Лю Ина, умершего в 22 года и ничем особенно не прославившегося. Фигурок найдено, если это не мистификация,  не новодел, поменьше – две с небольшим тысячи, и размера они несерьёзного – 30 см. Неужели и такая армия способна к боевым действиям или в загробном мире размер не имеет значения?! По моему, ни сам Циньский император, ни его подданные ни в какую загробную жизнь не верили, а если и верили, то уж всяко не в форме материальных тел, зацикленность на поиске эликсира бессмертия лучшее тому доказательство. Если бы верил в загробную жизнь и силу своей Терракотовой армии, искал бы не эликсир, а порошок Урфина Джюса. Ещё один риторический вопрос – в загробном мире Шихуанди только воевать собирался, почему не слепили ему достойный гарем наложниц с разными лицами и телами?! Кстати, пара учёных высказала предположение, что на ваятелей Терракотовой армии сильное влияние оказала древнегреческая скульптура, Циньская империя существовала как раз в эпоху Эллинизма. Тогда тем более отсутствие женских статуй непонятно. Почему лучники и арбалетчики вылеплены в динамике, а не статично, как остальные, казалось бы – оживут, задвигаются. Скорее всего, никаких утилитарных целей создатели мавзолея не преследовали, исключительно эстетические, сразу создавая грандиозный предмет искусства. По мысли императора, ни он первый, ни он последний, многие так думали, масштаб работы, гигантское количество глиняных воинов (в других случаях каменных блоков пирамид или объём земляных курганов) должен свидетельствовать о величии, богоподобности, недосягаемости царственной особы усопшего. Сам же труд учит покорности, сплачивает нацию, создаёт занятость, препятствует праздности и вредным либеральным идеям.  

         Следующий павильон – тоже укрытая навесом зона раскопок, но гораздо меньшей площади, и фигур соответственно меньше. Нам рассказывают, что терракотовых воинов помещали в специально вырытые ямы - казармы, над ними возводили бревенчатые крыши, которые покрывали сначала циновками, а потом специальной глиняной черепицей, её можно увидеть, как и кирпичики пола, на котором стояли воины. Рядом, тут больше всего народу, стеклянные витрины, можно подойти близко и обсмотреть со всех сторон наиболее интересные из найденных в раскопе фигур. Это боевой генерал со шрамами-трещинами на теле, офицер, возница со своим верным конём, лучник и, конечно же, арбалетчик. Кроме его обесцветившейся фигуры, выставлены цветные фотографии раскопа, где он был найден с иссиня-чёрными волосами и в тёмно-синих доспехах. Третий и последний из осматриваемых нами павильонов собственно музей, где экспонаты оторваны от хранившей их, как  Антея, матушки-земли и снабжённые информационными табличками, большей частью только на китайском языке, неподвижно замерли в разных позах. Видим ещё одного генерала, похоже, он посетил другой барбер-шоп, у него не баки, а борода, ещё одного лучника, арбалетчика, несколько солдат, офицеров, экипаж боевой колесницы рядом с лошадьми, фрагменты глиняных тел, отдельно головы. Среди других экспонатов – оружие, в частности арбалет, бронзовые фигуры птиц – уток, лебедей, журавля, а также несколько глиняных фигур представителей явно мирных профессий, каких конкретно – по этому поводу ведутся дискуссии, единая точка зрения отсутствует, то ли крестьяне, то ли акробаты, а может и те и те.. 

         Осмотр закончен, мы покидаем гору Лишань, проходя через ряды сувенирных лавок и других увеселительных заведений, декорированных всё теми же терракотовыми воинами, открыто изготовленными в наше время и крашеными в яркие, но грубые тона. Одного бойца даже вместо привычных доспехов нарядили в космический скафандр. Последний, кто нас провожает, это, разумеется, хозяин мавзолея сам Цинь Шихуанди, точнее его огромная сложенная из отдельных блоков статуя. Духовный голод утолён, можно и о бренном теле подумать, тем более, что в Сиане у нас по программе значится «Банкет пельменей».  

Оцените отзыв
5.0
3 оценки
Для оценки отзыва   войдите   в кабинет
Поделитесь отзывом
Другие отзывы автора:
  • 21.10.25 Китай
    Срединная империя. Ч.12 До свиданья, наш ласковый Миша
    Читать отзыв
  • 24.06.25 Китай
    Срединная империя. Ч.11 И у тебя в гостях я замечаю, что выпивая чашку чая…
    Читать отзыв
  • 22.06.25 Китай
    Срединная империя. Ч.10 Всё равно я отсюда тебя заберу во дворец, где играют свирели!
    Читать отзыв
  • 17.06.25 Китай
    Срединная империя. Ч.9 Обнимая небо крепкими руками
    Читать отзыв
  • 25.04.25 Китай
    Срединная империя. Ч.8 Коридоры кончаются стенкой, а туннели выводят на свет
    Читать отзыв
Комментарии
(0)
Напишите ваш комментарий
 
Для комментирования   войдите   в кабинет