Эурланн должен был стать местом – противовесом большим шумным городам. Крошечная деревушка, заброшенная в горах Эурландсфьорда – притока Согнефьорда. В этой деревушке у нас было три дня полного уединения, долгих прогулок по лесам и горам, смотровая площадка Штегаштейн и первый в жизни опыт плавания на каяке.
Автобус проезжал чудные деревеньки и города региона Согнефьорда. Опять изумрудная трава, речки, домики…. Кажется, что все это уже мы видели, но все –таки выглядело по-другому. Например, здесь мы впервые увидели отражение гор в воде фьорда – не различишь, где отражение, а где сами горы. И еще здесь с одной стороны фьорда – горы, а с другой – поле, городок или деревушка, а потом только горы. То есть имеются необъятные пляжи в большом количестве.
Отель Vangsgaarten был подобран колоритный – в провинциальном скандинавском стиле века, наверное, девятнадцатого…. Скрипучий пол, занавесочки на окнах, белоснежные скатерти на круглых столах, канделябры, горящие свечи, старые фотографии на стенах, коврики ручной работы, старая деревянная мебель с завитушками. Конечно, это я описываю интерьер гостиной, в номерах все очень современно.
Окна нашего номера выходили аккурат на фьорд, так что по утрам можно было сидеть на подоконнике и любоваться видом. Правда, не было ресторана, вернее, он был, один, в нашем отеле, но работал, начиная с сентября, в очень короткий промежуток времени вечером. Зато неподалеку был неплохой супермаркет, где можно было купить себе все необходимое.
Разместившись в отеле, мы зашли в уютную кафешку, где я с удовольствием отведала фирменного супа, муж – фирменного сандвича (хотя, вроде, сандвич он и в Африке сандвич) и каких-то еще фирменных сладостей)). Нашли знаменитую обувную фабрику, где изготавливают обувь, а также аксессуары – ремни, сумки, пояса – ручной работы. Ну и страшная там обувка, скажу я вам! А ведь я наивно рассчитывала привезти из Норвегии пару туфель…
Перед сном мы выбирали маршрут на завтра. Решили дойти до Флома через Оттернес, самую старую ферму Европы, где выставлены домики «тех времен», показана культура и быт скандинавов. Карта обещала нам еще могилы древних викингов, так что мы загорелись.
Утро было превосходным.
Мы перешли мостик, полюбовавшись на прозрачнейшую речную воду, и впервые увидели овец! Мирная отара из белых и коричневых овечек с квадратными колокольчиками на шеях паслась на зеленом лугу, залитом солнцем. Ну просто деревенская идиллия. Народу вокруг – ни души, редко проезжают старые машины. Удивительно, как много здесь старых машин. Бензин дорогой. Литр бензина – около 90 рублей, дизель чуть меньше.
Когда под мелодичный перезвон колокольчиков мы зашли в лес, то на узенькой тропке повстречали трех отбившихся от отары овечек – как они рванули от нас! Бегут, смешно трясут пушистыми попками, потом остановятся, оглянутся – увидят, что мы приближаемся – и тикать! Мы их и так, и эдак уговаривали остановиться, обещали не стричь – бесполезно. Интересно, как их хозяева отлавливают, ведь они разбредаются на довольно большое расстояние? Потом увидели небольшой выступ, забрались на него, пропустили нас вперед, и только потом сошли обратно на тропинку.
Далее наш путь пролегал через огромные камни. Посреди леса в хаотичном порядке стоят как будто обломки скал, а следом за ними – круг из небольших камней. Назначение этого круга осталось для нас загадкой, но потом мы предположили, что это могут быть как раз захоронения. После данной мысли захотелось поскорее их круга выйти.
Вдали показалась деревушка. Мы подошли, кругом – пустота. К первому домику на скотч приклеена бумажка, что вход – 15 крон. Мы очень хотели их отдать, тем более, что путеводитель обещал нам чай с оладушками. Но в самой старой ферме Европы, похоже, закончился туристический сезон. И правда – мы опоздали ровно на один день. Еще вчера здесь кто-то жил, ел, пил, отдыхал, заходил в эти домики, а сейчас – монументальная тишина. Но мы не отчаялись, тем более, что еще полпути – и мы дойдем до Флома, где можно будет поесть. Походили по ферме, посмотрели домики – аналогичные мы видели в народном музее в Осло – и пошли дальше, в направлении Флома. От коммуны уставшим путникам был предоставлен столик с лавочками, но мы посидели за ним недолго – что нам этот смешной маршрут, нам, прошедшим с Флейена на Ульрикен! После того похода мне лично уже ничего не было страшно, и я не уставала.
И вот он – конец Эурландс-фьорда, и Флом! Флом - популярный туристический город. Но там, по-моему, нет ни одного местного жителя. То есть это даже не город, и не деревня, где живут местные и занимаются фермерством или еще чем. Это просто место, где сконцентрированы отели, рестораны, сувенирные магазины, автобусные отановки, и причал. Отсюда организуются экскурсии в Гудванген, Восс, Лэрдал и прочие города региона Согне-фьорда. Побродили по Флому, пообедали в одном из местных ресторанчиков, посетили просто огромный (я таких больше не видела) магазин сувениров.
Обратно решили-таки поехать на автобусе, так как день клонился к вечеру, а ходить по незнакомым, пусть даже и безопасным норвежским лесам впотьмах как-то не хотелось.
Следующий наш маршрут предполагался на смотровую площадку Штегаштейн. Наверх вела извилистая горная асфальтированная дорога для автомобилей. И только для автомобилей. Но так как машин было мало, мы решили, что прогулка по идеально гладкой поверхности по пустынной местности – отличная идея для уединения.
И правда – пока мы поднимались наверх, проехало едва ли с десяток машин. Слышно мотор было издалека, поэтому убираться с их пути получалось заранее.
Мы шли мимо обширных овечьих пастбищ, ферм с яблонями, грушами, мимо здоровенных скал и темного-претемного куска леса. Удивительно- сначала по сторонам дороги растут березки, а на одном отрезке – примерно 5-6 метров – дорогу окружают темные сосны, между которыми едва ли можно протиснуться. Вообще непонятно, как держатся на этих горах деревья – корни иногда свисают на уровень ниже. Такое ощущение, что они вот-вот упадут.
Встретили на своем пути старую знакомую – овечку, непонятно как выбравшуюся на дорогу через ограждение. Естественно, по овечьему закону, она предпочла спасаться от нас бегством. В это время сверху послышался шум приближающегося автомобиля и нам стало интересно, как беглянка выйдет из столь непростой ситуации. Вышла с честью – шмыгнула под дорожное ограждение, скатилась в канавку, выкарабкалась оттуда – и была такова.
Жизнь фермеров текла своим чередом, нам неизвестным, потому что мы не встретили на огородах ни одного человека, кроме девушки в розовой пижаме с глянцевым журналом. Она остановила пыхтевший мимо трактор с молодым человеком за рулем, уселась рядом, и он доставил ее вниз, в деревушку.
Но чем выше мы поднимались, тем меньше было огородов и пастбищ. Затихали овечьи колокольчики. Дорогу обступили деревья. Фьорд и горы, окружавшие его, с высоты смотрелись необыкновенно. Голубое небо, без единого облачка, яркое солнце, и такая тишина, что кажется, сейчас вот-вот что-то произойдет. Но ничего не случается, и постепенно к тишине привыкаешь –и каждый посторонний звук уже режет слух. Воздух чистых, прозрачный, вкусный. Горы вдали – голубые. Не зеленые от растительности на них, не серые, цвета земли, а именно голубые, цвета неба. Ну разве на машине или на автобусе рассмотришь всю эту красоту, проникнешься ее деталями, вздохнешь то терпкий запах овечьей шерсти, то освежающий хвойный, увидишь необычной формы скалу? Нет, просто пролетишь на скорости, торопясь на смотровую площадку. На площадке вид, конечно, красивый, но однообразный. А вот рассмотреть пейзаж подробно, с различных ракурсов, вволю посидеть, посмотреть, подумать – это все доступно только пешеходам.
Каяк.
Каяк – это очень просто. Лодка легкая, управлять ею не составит труда. Весла – пушинки, сиди да загребай вволю, на огромной скорости проплывая мимо городов, деревушек, вообще, если задаться целью, хоть весь фьорд проплыви вдоль. Он, в общем, недлинный совсем.
Так я думала, наблюдая за каякерами в Осло и Бергене. Так я думала, идя к пункту проката каяков и лодок рядом с нашей гостиницей. И так я думала, делая первые 10 взмахов веслом. На одиннадцатом мои мысли изменились. Теперь я размышляла о том, что весь год в тренажерном зале очень мало времени уделяла рукам. И прессу. И спине. И вообще, я как-то нерегулярно его посещала. А фьорд-то, оказывается, широченный. Даже от одного берега до другого не так-то просто доплыть, еще и течение мешает. И эти пароходы дурацкие раскачивают нашу низкую лодчонку. А вода-то как близко… Кажется, что одно неверное движение, одна волна от проходящего мимо кораблика – и мы перевернемся. Но нет – каяк устойчив, хорошо балансирует. Через некоторое время мы с мужем подстроились друг под друга и каяк перестало кидать из стороны в сторону, повели его ровно, красиво. А вон там, поворот, а что за поворотом? Кажется, какая-то деревушка? А давай до нее доплывем, тут вроде недалеко. Так, почему мы остановились, я же вроде, гребу изо всех сил? Ах, это муж решил отдохнуть и оставил весло… Мда, вот кто, оказывается, на самом деле толкает наш каяк вперед. До поворота мы так и не доплыли, хотя и подобрались близко. Это глазу кажется, что вот он, рядом совсем, а на самом деле – гребешь, гребешь, а желанный поворот все никак не хочет приближаться.
А кто это мелькнул в воде в десяти метрах от нас? Такой черный, скользкий? Выдра? Еще раз и еще…. Это дельфин! Неужели это возможно? Так близко от нас!
Вот это здорово! Жалко, что моторная лодка с двумя более предусмотрительными туристами спугнула его, не дав нам подплыть ближе. Все на свете бы отдала сейчас, чтобы оказаться на месте этих двух счастливцев, которые могут любоваться окрестностями, не напрягая при этом ни одной мышцы.
За три часа весьма активного плаванья, мы, слегка поджаренные щадящим северным солнцем, причалили к пристани. По инструкции владельца пункта проката, который, с истинно европейской беспечностью не стал нас дожидаться, мы вытащили каяк на берег, сложили туда весла, непромокаемые коробочки для телефонов, спасательные жилеты, и с негнущимися руками побрели в свой отель собирать вещички, ибо на следующий день нас ждал первый в жизни большой круиз.
Ночью я проснулась от ломоты в руках, боль была невыносимая, пришлось пить таблетку и просить мужа немного помять мне руки. Так что не советую неподготовленным даже близко подходить к каяку. А если подошли, и даже уселись в него – ограничьте первый вояж одним часом.